Учебники // Интервью

Развивающее пространство Занкова

  • 26 февраля 2020

Развивающее пространство Занкова
Фото: twitter.com

Не так давно издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» получило исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ранее издававшихся Издательским домом «Федоров» и ООО «Развивающее обучение». После некоторого перерыва весь комплекс учебников по системе Л.В. Занкова вошел в Федеральный перечень учебников. Мы поздравляем с этим важным событием всех авторов и учителей, которые работали по этой системе и беседуем с Наталией Васильевной Нечаевой, ветераном системы развивающего обучения Л.В. Занкова, автором курсов «Обучение грамоте» и «Русский язык».


– Системе Занкова более 60 лет. Как она отвечает вызовам нового времени?

Новое время сформулировало новую образовательную цель – развитие личности.

Но еще в 1957 году Л.В. Занков начал психолого-педагогическое исследование «Соотношение обучения и развития», в ходе которого было доказано, что не всякое обучение развивает.

Тогда и был развернут беспрецедентный эксперимент (1200 классов во всех регионах СССР) по созданию такой образовательной системы, которая бы способствовала оптимальному общему развитию каждого ребенка, добавлю, с соблюдением обязательного условия: сохранением его здоровья.

Вы правильно посчитали: нам 62 года. Чуть меньше системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Этот возраст – наш плюс. Потому что мы не только экспериментально доказали эффективность наших образовательных систем, но и подтвердили это длительной практикой в разных условиях жизни нашего государства и, соответственно, школы. Правильно говорят: меняются условия, но не меняются закономерности. В ходе эксперимента были выявлены закономерности, которые характеризуют развивающее обучение. Поэтому сейчас российское образование имеет как минимум две системы развивающего обучения, которые соответствуют вызовам нового времени.

– Вы с такой гордостью это произнесли! А в соцсетях родители и учителя пишут и хотят вернуться назад в лучшую в мире советскую школу, т.е. в школу с традиционной системой обучения.

Это было действительно хорошее образование для своего времени – для подготовки граждан к жизни в индустриальном обществе.

Гениальный Я.А. Коменский создал стройную педагогическую систему, соответствующую той культурно-исторической эпохе, которая ожидала от выпускников послушания, повторения, подражания. Напомню, это случилось более 450 лет назад.

Сейчас мы вступили в новую, информационную эпоху. Одной из ее характеристик называют постоянно меняющиеся условия. Очевидны бытовые примеры: телефоны, стиральные машины и т.п. И вряд ли уже нашим с Вами современникам удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Знакомая бухгалтер жаловалась, что каждый год что-то меняется в форме отчетности, нельзя сделать так, как делала в прошлом году.

Прибавьте к 2020 году поступления ребенка в школу одиннадцать лет и еще 5 лет обучения профессии, получится 2036 год! Мы не знаем, каких знаний и умений потребует новое время. Но мы уверены, что и тогда успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в неожиданной ситуации. Люди, которые со школьной скамьи впитали мысль о том, что образование – это путь длиною в жизнь.

Очень емко новые требования к выпускникам выражены в формуле «4К»: Креативность, Критическое мышление, Кооперация, Коммуникация. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту.

Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Понимает ли это общественность, я имею в виду родителей?

Зачастую – нет. Иначе не звучали бы пожелания: запишите моего ребенка в тот класс, где полегче. Нельзя облегченно развивать. Еще К.Д. Ушинский писал, что развитие – это преодоление трудностей. Добавлю, не боясь тавтологии: преодолимых трудностей. Такие родители не думают о том, что именно школа закладывает те качества личности, которые помогут ребенку достойно жить в туманном будущем.

Разработчики системы Занкова все эти годы ищут наиболее продуктивные пути общего развития ребенка. И будут продолжать искать все педагоги, пока государству, миру необходимы будут именно такие выпускники, о качествах которых мы уже говорили.

– Вы назвали базовые понятия, которые характеризуют новое время: школа неопределенности, как ее называет А.Г. Асмолов, обучение всю жизнь и вошедшие в наш обиход «4К». Раскройте более подробно, какая система обучения, по вашему мнению, соответствует этим вызовам?

Именно система обучения, я подчеркиваю слово «система», которая сответствует новой цели обучения, может служить ее достижению. Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т.е. целесообразность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.

Л.В. Занков выстроил психолого-педагогическую систему, используя терминологию Я.А. Коменского: цель – задача – дидактические принципы – методика и т.д. Однако по своему содержанию они подчинены другой цели обучения: достижению оптимального общего развития каждого ребенка. Оптимального – для каждого конкретного ребенка. Понимание общего развития коррелирует с универсальными учебными действиями, названными во ФГОС: развитие интеллекта (познавательные УУД), воли (регулятивные УУД), чувств, нравственных представлений (личностные и коммуникативные УУД). Задача обучения: представить широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства. В ходе эксперимента были сформулированы дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание процесса учения, целенаправленная, систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Названы типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), которые обеспечивают целостность методике обучения, построенной на деятельностной основе. Разработка УМК на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.

Идеи развития прослеживаются у великих мыслителей и педагогов от Конфуция до наших дней. Так что развивающее обучение взращивалось не на пустом месте.

К сожалению, понятие «дидактика» постепенно уходит из педагогической лексики. Чаще употребляется просто слово «принципы». Какие? Например, называют принцип развития и рядом принцип доступности. Как их можно совместить? Доступность будет тормозить развитие. Как при доступности мы сможем забегать вперед развития, осуществлять обучение не на актуальном уровне, а в зоне ближайшего развития ребенка? А ведь именно на этих психологических позициях Л.С. Выготского выстроены ФГОСы и система Л.В. Занкова. Если с методологического уровня разработки УМК начинается такая неразбериха, то о какой системности можно говорить?

– Покажите на конкретных примерах, как в системе Занкова создаются условия для поисковой деятельности учеников.

Поисковая самостоятельная деятельность, связанная с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации – это суть системы развивающего обучения. Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Приведу пример задания, требующего выбора нескольких правильных ответов.

В учебнике по математике (1-й класс) даны четыре рисунка: на первом – джинсы одного цвета, на втором – разная одежда разных цветов, на третьем – разные инструменты разных цветов, на четвертом – уже другая одежда, и тоже разных цветов. На четвертом рисунке четыре предмета, на других по три. Вопрос: какой рисунок лишний?

Чтобы выполнить задание, ученики должны осуществить многоаспектный анализ рисунков по разным, самостоятельно найденным основаниям: по смыслу и по количеству, и найти четыре разных варианта решения задания.

В то же время у нас есть и традиционное, всем надоевшее задание в русском языке «Вставь пропущенные буквы», например: Мы ед_м и ед_м.

– Понятна разница. Здесь, по-моему, тоже четыре варианта.

Да. И здесь дети ищут варианты решения задания. Приведу еще часть задания с недостающими данными из азбуки. В азбуке оно сопровождается рисунками: «Составь слова из букв РЛМН». Следующие вопросы задаются только в том случае, если первоклассники не понимают, почему не составляются слова. «У тебя не получилось? Почему? А теперь составь слова из букв УЛНА. Какой вывод ты сделаешь? Позови: мама, Ира, Ирина. На сколько частей распалось каждое слово?» О потенциале наших учеников говорит тот факт, что они составляли не только слово «луна», но слово «улан». В данном случае ученики осуществляют учебное исследование, в результате которого они начинают понимать, что такое слог и что его существенным признаком является наличие гласного. К правильным выводам его подводит проблемное задание, столкновение с незнанием, анализ содержания задания, привлечение изученного.

Кроме того, в учебниках представлены задания с избыточными данными, задания, в которых ребенок сталкивается с незнанием или новым способом использования известного и др. Это система проблемных заданий, которая практикуется во всех учебниках. При их выполнении ребенок сам находит варианты ответа, переключаясь с одного аспекта анализа на другой, каждое следующее умственное действие как бы вступает в противоречие с предыдущим. Образуется система научных понятий, которую формирует сам ребенок в совместной деятельности с одноклассниками под руководством учителя и учебника.

В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению.

В случае необходимости учитель оказывает разные меры помощи: от намекающей до прямой. В этом и есть реализация дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

В то же время поиск способа решения учебной проблемы требует адекватной коммуникации, рождает эмоциональное переживание, которое наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний – типическое методическое свойство многозначности.

Но для того чтобы мы могли предъявлять проблемные задания ученикам, необходимо структурировать предметное содержание на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела. Напомню высказывание Л.С. Выготского: «Осознание происходит через ворота научных понятий».

Вернемся к примеру про слог.

Обычно слогоделение авторы других программ дают в самом начале азбуки или букваря. Различать слоги они рекомендуют при помощи, например, хлопков, а сведения о существенном признаке слога – гласном – дают позже. При таком структурировании материала отпадает какая-либо возможность для поисковой деятельности детей.

Знание дается в прямом виде на бытовом уровне.

– Это действительно так?

Именно так. Я и хотела показать этим примером, что значит руководствоваться или не руководствоваться педагогической системой при разработке учебников. В нашей системе дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний заставляет автора вначале ввести различение «гласные – согласные», используя сравнение их произнесения, и только после того как дети привыкнут их слышать, он может создавать вполне реальную ситуацию по открытию ими нового знания – слог.

– Но это же очевидно.

Как видите, нет. И по отношению к слогу это идет из давнего далека. Нарушены связи и во многих учебниках «Окружающий мир». Так, природные зоны России представлены в учебниках с севера на юг: от ледяной пустыни к жаркой пустыне, в то же время дети изучают историю России, которая, как Вы помните, началась в зоне степей. Как увязывается столь разный материал? Никак. Отдельно изучается история, отдельно природа, хотя все это – один учебный предмет «Окружающий мир». Как Вы понимаете, в нашей системе такое нарушение межпредметных связей невозможно. Подобные примеры заставляют нас со страхом ожидать новый вариант ФГОС, в котором делается попытка распределить содержание учебных курсов по годам обучения. Все зависит от того, кто это будет делать.

Хочу подчеркнуть, что организация поисковой деятельности ребенка во многом зависит от структурирования содержания учебного предмета. Ясное представление о том, на какие знания опирается то или иное учебное действие, является объективным основанием для построения учебника, позволяет рационально построить процесс обучения и в содержательном плане, и во времени, пройденное органично включается в изучение нового материала. Создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени в постоянно меняющихся ситуациях, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения знаний.

В осмыслении учениками взаимосвязей между программным материалом мы видим страховку от их перегрузки. Этому же способствует и переосмысление ими ранее добытых фактов и установленных закономерностей на новом материале.

– В чем Вы видите перспективы развития системы? Как Вы готовите учителей к работе над развитием школьников?

Система, способствующая развитию каждого ребенка, должна быть развивающейся, это очевидно. Считая, что дидактическая система Занкова доказала и продолжает доказывать свою жизнеспособность, мы сосредоточились на поиске путей индивидуализации обучения посредством методической системы: чему учим, как учим. Но решать эту проблему можно только во взаимодействии с разработчиками смежных наук: психологами, физиологами, дефектологами. В содружестве с такими специалистами вызрела и будет совершенствоваться наша система обучения. Мы еще очень плохо знаем ребенка, которого учим, а это знание во многом зависит, повторю, от смежников.

В нашем разговоре я акцентировала внимание на психолого-педагогической системе развивающего обучения и лишь вскользь сказала о главном его условии, которое Леонид Владимирович выразил так: «Самое главное в методике обучения – состояние души на уроке учителя и ученика». Еще в 60-е годы прошлого века Занков говорил о «созидающей силе эмоций», о чем так громко говорят сейчас. Первая глава его книги «Беседы с учителями», которая была издана в 27 странах, называется «Жизнь на уроке». А одна из теоретических книг названа «Дидактика и жизнь».

Именно с этих позиций – самочувствия ребенка в школе, атмосферы в классе, характера отношений: учитель-ученик-ученик-родители – мы начинаем учебные курсы с учителями. У нас вновь появились широкие возможности проводить курсы по переподготовке учителей в Москве, в регионах и с помощью вебинаров.

Как ни странно, за время нашего отсутствия в перечне учебников мы не потеряли не только наших учителей, но и наших зарубежных партнеров. Так, в Норвегии продолжают работать по нашему учебнику математики И.И. Аргинской и другие. Сейчас мы готовим семинар для норвежских учителей. Осенью в Бразилии была защищена диссертация на тему реализации типических свойств методической системы, открытых Л. В. Занковым.

Думаю, что мы встали на верный путь: через изучение ребенка и осмысление вызовов исторического времени – к совершенствованию системы, способствующей его общему развитию на базе знаний, умений и навыков.

Беседовала Вера Ятно

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube