Учителя // Статья

Кто виноват в школьном буллинге?

  • 21 февраля 2020

Кто виноват в школьном буллинге?
Фото: law2sm.com

Омбудсмен Владимирской области Геннадий Прохорычев считает, что в школьном буллинге в первую очередь виноваты учителя и приводит 10 причин:

1. Разлом сознания (характерно для старшего поколения учителей): «Я из советской страны и не могу принять существующую реальность», то есть живу в прошлом, по лекалам и нормам, которые были в той стране.

2. Незнание учителя, как себя вести в незнакомой для него ситуации, когда ребенок своим поведением или внешним видом разрывает его шаблоны при нейтральной, безучастной позиции руководителя образовательной организации, трансформирующегося в менеджера.

3. Отсутствие владения профессионально-психологическими и медиативными техниками и приемами ухода и управления конфликтом.

4. Превалирующий авторитарный метод взаимодействия и общения учителя с учеником. Инертность учительского сознания к переменам и новым способам общения с миром. Отсутствие гибкости сознания и доверия учителя к личности ученика не позволяет учителю двигаться вместе с учеником по новым, проложенным подрастающим поколением, руслам познания мира и общения с ним.

5. Достаточно низкий культурный уровень родителей, родившихся в девяностых годах, которые транслируют позицию «школа нам все должна».

6. Колоссальная нагрузка на учителя, включая отчетную документацию, в том числе в электронном виде.

7. Превалирующая женская компонента в педагогическом коллективе.

8. Неудовлетворенность в оплате труда (официальная статистика, не совсем коррелирует с реальностью).

9. Непонимание учительским сообществом, куда движется корабль образования (критика Болонской системы). Непрекращающиеся реформы в образовании.

10. Минимизация воспитательного компонента в образовании и понижение статуса учителя в общественном сознании.

Что нужно делать:

1. В чрезвычайных ситуациях на борту самолета кислородную маску сначала одевает взрослый (родитель), а потом взрослый помогает ребенку ее надеть. Так и в школе – необходимо сначала помочь учителю, создав систему психологической помощи и поддержки в ситуациях профессионального выгорания. Всемерное повышение статуса учителя, в том числе в СМИ.

2. Ввести образовательный модуль повышения квалификации учителей «Основы медиации в школе».

3. Рассмотреть вопрос о создании группы экспертов-медиаторов немедленного реагирования, которые могли бы выезжать в любой район области для помощи коллегам в разрешении сложных, затяжных конфликтов.

4. Создать базу ролевых кейсовых ситуаций для обучения педагогических работников.

5. Для развития у школьников умений и навыков выхода из конфликтных ситуаций продолжать развивать школьные службы примирения.

6. Продолжить трудную, но очень важную работу по обучению навыкам бесконфликтного, доверительного и партнерского отношения родителей к образовательной организации. Главным девизом может стать: «Школа и родители вместе – во имя ребенка».

7. У каждого ребенка должно быть портфолио успехов, куда бы складывались все его достижения.

*****
Некоторые формулировки мне кажутся резковатыми, но в ситуации выросших за последний год вдвое случаев школьного буллинга кто-то должен начать называть вещи своими именами.

Интересно, насколько предложенные меры реальны в условиях отдельно взятого региона?

Марианна Шевченко



Новости





























































Поделиться