Омбудсмен Владимирской области Геннадий Прохорычев считает, что в школьном буллинге в первую очередь виноваты учителя и приводит 10 причин:
1. Разлом сознания (характерно для старшего поколения учителей): «Я из советской страны и не могу принять существующую реальность», то есть живу в прошлом, по лекалам и нормам, которые были в той стране.
2. Незнание учителя, как себя вести в незнакомой для него ситуации, когда ребенок своим поведением или внешним видом разрывает его шаблоны при нейтральной, безучастной позиции руководителя образовательной организации, трансформирующегося в менеджера.
3. Отсутствие владения профессионально-психологическими и медиативными техниками и приемами ухода и управления конфликтом.
4. Превалирующий авторитарный метод взаимодействия и общения учителя с учеником. Инертность учительского сознания к переменам и новым способам общения с миром. Отсутствие гибкости сознания и доверия учителя к личности ученика не позволяет учителю двигаться вместе с учеником по новым, проложенным подрастающим поколением, руслам познания мира и общения с ним.
5. Достаточно низкий культурный уровень родителей, родившихся в девяностых годах, которые транслируют позицию «школа нам все должна».
6. Колоссальная нагрузка на учителя, включая отчетную документацию, в том числе в электронном виде.
7. Превалирующая женская компонента в педагогическом коллективе.
8. Неудовлетворенность в оплате труда (официальная статистика, не совсем коррелирует с реальностью).
9. Непонимание учительским сообществом, куда движется корабль образования (критика Болонской системы). Непрекращающиеся реформы в образовании.
10. Минимизация воспитательного компонента в образовании и понижение статуса учителя в общественном сознании.
Что нужно делать:
1. В чрезвычайных ситуациях на борту самолета кислородную маску сначала одевает взрослый (родитель), а потом взрослый помогает ребенку ее надеть. Так и в школе – необходимо сначала помочь учителю, создав систему психологической помощи и поддержки в ситуациях профессионального выгорания. Всемерное повышение статуса учителя, в том числе в СМИ.
2. Ввести образовательный модуль повышения квалификации учителей «Основы медиации в школе».
3. Рассмотреть вопрос о создании группы экспертов-медиаторов немедленного реагирования, которые могли бы выезжать в любой район области для помощи коллегам в разрешении сложных, затяжных конфликтов.
4. Создать базу ролевых кейсовых ситуаций для обучения педагогических работников.
5. Для развития у школьников умений и навыков выхода из конфликтных ситуаций продолжать развивать школьные службы примирения.
6. Продолжить трудную, но очень важную работу по обучению навыкам бесконфликтного, доверительного и партнерского отношения родителей к образовательной организации. Главным девизом может стать: «Школа и родители вместе – во имя ребенка».
7. У каждого ребенка должно быть портфолио успехов, куда бы складывались все его достижения.
*****
Некоторые формулировки мне кажутся резковатыми, но в ситуации выросших за последний год вдвое случаев школьного буллинга кто-то должен начать называть вещи своими именами.
Интересно, насколько предложенные меры реальны в условиях отдельно взятого региона?