Качество образования // Колонка

Как выбрать школу?

Помните старый анекдот про Вовочку, который, вернувшись первый раз из школы, спрашивает у родителей, почему они не предупредили его о том, что «эта бодяга на десять лет»? Мы помним и делимся критериями выбора.

Как выбрать школу?
Иллюстрация: true.nl

В России стартовала кампания по набору в первый класс. Скорее всего, родители уже определились с учебным заведением, в которое ребенку предстоит отправиться в сентябре будущего года. Но все же есть еще сомневающиеся и перебирающие варианты. Как же сделать выбор? Какими критериями руководствоваться, чтобы не прогадать и не услышать упрек Вовочки из анекдота?

Сейчас, признаться честно, я бы эту цифру удвоила. По-моему, если человек задумывается о том, в какую школу отдать своего ребенка, то делает это не только для того, чтобы он комфортно прожил «школьные годы чудесные», но и с основательным прицелом на будущее. Конечно, речь идет о больших городах, где проблема выбора реально существует и где родители, делая этот выбор, основываются на нескольких критериях.

1. Местоположение – немаловажный фактор в определении «места одиннадцатилетней отсидки». Если школа не находится в зоне шаговой доступности, то трудиться придется и ребенку, и родителям. И это не голословное утверждение. Основываюсь на собственном опыте. Мои дети учатся в школах в нескольких станциях метро от дома. Когда-то я сама окончила такую школу, но в те времена мое «дальнее» обучение не доставляло родителям забот. Домой я возвращалась сама с первого класса. Из дома уходила в восемь утра и через двадцать минут уже сидела за партой.

Сегодня, чтобы успеть на занятия и не застрять в пробке, выходить надо на полчаса раньше.

К тому же нам – работающим родителям – постоянно необходимо решать проблему того, кто привезет младшую дочку обратно. К счастью, помогают бабушки и дедушки, но далеко не у всех есть такая возможность. У моей знакомой Елены сын – первоклассник, а младшей дочке всего полгода. Бабушки живут в дальнем Подмосковье, а муж половину рабочего времени проводит в командировках. Естественно, ребенок отправился в ту школу, что видна из окна квартиры. Других вариантов нет.

2. Контингент. Я не считаю себя ни снобом, ни ханжой, но, положа руку на сердце, признаю: именно этот фактор сыграл немаловажную роль в моем выборе школы для ребенка. Я не имею в виду тугой карман родителей учеников или отсутствие в классах детей гастарбайтеров.

Я говорю о резком неприятии и администрацией школы, и учителями, и самими учащимися наркотиков, нецензурной брани и жестоких драк.

К сожалению, про школу, что уже больше тридцати лет стоит напротив моего дома, такого не скажешь. Двор завален шприцами, а мальчики и девочки, спускающиеся со школьного крыльца, беседуют исключительно матерными выражениями. И, на мой взгляд, в этом случае не следует тешить себя мыслью о том, что мой ребенок не такой, он живет в хорошей семье, где никогда и ни за что… Никогда не говори «никогда». Дети подвержены влиянию, и, как это ни грустно, плохому больше, чем хорошему. Да, школа не может оградить ребенка от всех превратностей судьбы и гарантировать родителям, что их отпрыск не свяжется с плохой компанией, но толкать его в эту компанию прямой наводкой она уж точно не должна.

3. Собственно образование. С этим раньше тоже было проще. Учителя, как мне кажется, были сильнее, а образование качественнее. И можно было быть уверенным, что хотя бы крупицу «умного, доброго, вечного» в голове твоего ребенка посеют.

Теперь же из программы повсеместно убирают часы родного языка, литературы и математики, заменяя их религиоведением и физкультурой и чем-нибудь еще.

Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Обидно, что на пути к новому и светлому мы, как обычно, гробим хорошее. Когда-то я смогла поступить на филологический факультет МГУ без занятий с репетитором по английскому языку. Не думаю, что у моих детей будет такая же возможность. За дополнительные часы иностранного (и не только) мы теперь платим репетитору. Допустим, я могу это сделать. А как быть тем, кто не может?

И все-таки, несмотря на все вышесказанное, я бы на месте тех, кто в силу различных причин не может позволить себе выбирать школу для ребенка, сильно не расстраивалась. Ведь если меня попросят ответить на вопрос, какой должна быть школа, одним словом, я отвечу: доброй. Она должна воспитывать хороших людей.

Скажете: «Хороший человек – это еще не профессия»? Конечно.

Но добрый пастух всегда будет счастливее злого банкира, счастью которого, несмотря на хитрость, ум и богатство, всегда будут мешать зависть, мелочность и страх потерять свою власть.

Еще больше материалов автора читайте на Яндекс.Дзен и в «Вестях образования».

Бабушки: решают проблемы или создают их?

Ссоры родителей: Что чувствуют дети и нужно ли сохранять семью ради них




Новости





























































Поделиться