Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Статья

Выгорание: истории педагогов и директоров школ и советы исследователей

  • 16 октября 2020

Выгорание: истории педагогов и директоров школ и советы исследователей
Фото: magictantra.ru

Учителя сильнее многих других специалистов подвержены выгоранию. Особенно это заметно сейчас, в сложный период дистанционного обучения. Для того, чтобы поддержать учителей, рассказать им больше о проблеме и поделиться историями ее успешного разрешения, Яндекс.Учебник провел круглый стол «Выгорание учителей». Спикерами стали педагоги, директора школ, исследователи проблемы и даже HR-специалисты.

По итогам учительского голосования в мартовском интенсиве «Я Учитель» выяснилось, что проблема профессионального выгорания – одна из ключевых для педагогов. Об этом рассказала руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» Ирина Савицкая. Она отметила, что постоянная усталость и стресс мешают учителям получать удовольствие от работы, поэтому им особенно нужна профессиональная обратная связь о том, как с этим справляться.

Выгорание – это опасная проблема. О том, какие последствия она может иметь, рассказал Юрий Шатров, руководитель практики DIGITAL ASSESSMENT ЭКОПСИ, консалтинговой компании в области управления персоналом. По его словам, выгорание может навредить и самому учителю, и его ученикам, и школе в целом. Организация получит недостаточно продуктивного сотрудника, который старается уклониться от работы, может нарушать нормы этики, конфликтовать и даже уволиться. Ученики могут почувствовать, что учитель их обесценивает и не видит в них личность со своими интересами. Сам преподаватель из-за выгорания может впасть в депрессию и получить проблемы со здоровьем. При этом проблема выгорания касается практически всех учителей.

– У педагога есть профессиональный календарь, – рассказывает Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы. – Сентябрь – воодушевление, ты проводишь первые уроки, дети смотрят на тебя с горящими глазами и ждут чего-то нового и интересного.

В октябре после каникул начинаются неурядицы, а к декабрю, когда световой день становится совсем коротким, и у всех осенне-зимняя хандра, начинается депрессия, и учитель с нетерпением ждет каникул.

Педагоги обсудили собственный опыт выгорания, чтобы понять, в чем конкретно заключается проблема. «Выгорание – это когда ты начинаешь терять в себе человека», – заметила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 18 г. Санкт-Петербурга Елизавета Капустина. И коллеги с ней согласились: сложности у учителя возникают, когда он начинает воспринимать ученика как объект обучения, а не как отдельного человека со своими эмоциями, проблемами, характером. Но и учитель тоже человек: важно, чтобы ученики об этом помнили.

– Большая проблема в копилку источников выгорания в том, что когда ты приходишь в школу, тебе приходится по внутренним причинам и из-за какого-то общественного давления переставать быть тем, кто ты есть. Переставать жить так, как ты жил раньше, потому что учитель должен транслировать какой-то образ своим коллегам и ученикам. А что, если я иду в пятницу вечером с авоськой, в которой лежит торт и пара бутылок вина? Они ведь могут не понять, ведь алкоголь – это плохо. И когда человек начинает заниматься этими самоограничениями, самобичеванием, это способствует тому, что он разочаровывается и в себе, и в профессии <...> Одна из главных задач для любого молодого учителя – помнить, что мы в первую очередь являемся людьми, взаимодействуем с живыми людьми, а, значит, мы сами должны быть живыми, – отметил Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания, создатель телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович».

Другой аспект выгорания – когда учитель перестает разграничивать личное и профессиональное. Это особенно характерно для молодых педагогов – они много времени проводят в школе, задерживаются на работе, вовлекаются во внеурочную деятельность, принимают близко к сердцу сложности детей. Все это вкупе с ощущением недооцененности ведет к психологическому кризису, который может превратить работу в ад.

Участники круглого стола, которые смогли справиться с профессиональным выгоранием, сформулировали несколько универсальных советов своим коллегам.
  1. Важно находить поддержку среди коллег: общаться с ними, просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
  2. Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в школу. С какими целями учитель пришел в профессию? Почему они не потеряли актуальности?
  3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
  4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и «дружить» с самим собой, вероятность выгорания становится меньше.
  5. Чтобы не выгорать и сохранять бодрость духа, нужно выстраивать образовательный процесс на основе равенства с учениками. Маркер выгорания – когда учитель перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.

В борьбе педагогов с эмоциональным выгоранием важна роль руководителя. Об этом рассказала Анна Зырянова, основатель движения SelfMama и один из ста лучших HR-директоров России. По ее словам, чем больше руководитель общается с людьми, тем больше психотерапевтической пользы, так как начальник – это главный психотерапевт для любого работника, в том числе и для педагога. Руководителю важно мотивировать своих сотрудников, заниматься их развитием, обучать навыкам планирования и организации работы. Еще один совет из мира управления персоналом – создать в школе клуб, где учителя могут общаться на разные темы, не связанные с профессией. Это помогает им справляться со стрессом.

Своим опытом борьбы с проблемой эмоционального выгорания в масштабах школы поделилась директор московской школы №2065 Наталья Файдюк. Она рассказала, что эффективной оказалась работа над атмосферой в коллективе: тимбилдинг, формирование общешкольных традиций и системы наставничества, введение корпоративных интеллектуальных поединков, взаимное посещение уроков и их обсуждение, консультации психолога, личные встречи педагогов с директором. Для учителей создают спортивные секции, проводят «взрослые» экскурсии, организуют мастер-классы и лекции на темы, не связанные с профессией (мастер-классы визажиста-косметолога, уроки кулинарии, консультации диетолога). Директор нижегородской школы № 131 Ирина Борякова добавила, что для руководителя важно лично разговаривать с педагогами, приходить к ним на уроки, формировать атмосферу доверия.

Программа «Я Учитель» от Яндекса в рамках Интенсива, который уже начался, запустила диагностику выгорания учителей. Педагоги могут пройти тест и узнать, насколько они эмоционально устали, а затем – познакомиться с курсом «Эмоциональное выгорание педагога», в котором психологи рассказывают об эффективных способах борьбы с этой проблемой.

– Результаты теста будут только у учителя, прошедшего диагностику, – рассказала руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» Ирина Савицкая. – Тест полностью бесплатный, он будет активен с 19 октября по 19 ноября. Надеемся, что, увидя свой результат, педагог сможет осознать, как необходимо работать для изменения ситуации с выгоранием. По итогам теста мы предложим список рекомендаций по профилактике выгорания для учителей, в том числе курс «Эмоциональное выгорание у педагогов» – тоже полностью бесплатный.

Ссылка на презентацию и запись трансляции.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube