Я просто рот открыл от неожиданности. Надо бы радоваться, но удивление пересилило даже радость. Что угодно можно ожидать в наши дни, но чтобы такое?
Воскресным днем Центральное телевидение объявило, что учитель математики из Донецка Виктор Федорович Шаталов избран делегатом XIX партийной конференции. Сегодня это, думаю, высшее признание заслуг в перестройке.
Шаталов признан? Шаталов – делегат конференции? Может быть, и вправду наступают в нашей стране новые времена?
Я пишу о Шаталове с 1972 года и, наверно, лучше многих знаю, что с ним делали. Несмотря на то, что крупнейший в стране дидакт М. Скаткин и самый известный в стране специалист в области педагогической психологии В. Давыдов признали систему Шаталова, бюрократический аппарат, научный и министерский, уничтожал учителя настойчиво и последовательно.
«Перекройте им кислород!» – сказал о педагогах-новаторах один из школьных администраторов; эта фраза стала известна на всю школьную страну.
Бюрократа не надо представлять себе с толстым портфелем или с кипой бумаг; современный бюрократ, особенно когда он выполняет указание начальства, – это душитель, перекрывающий человеку кислород, это клеветник, доносчик, устроитель злых провокаций. Шаталова старались задушить подставными комиссиями, его снимали с работы, объявляли политически неблагонадежным человеком (за то, что он объяснялся с учениками относительно ордена Победы, полученного Брежневым), его пытались даже объявить душевнобольным. Ведомственные журналы до сих пор регулярно публикуют о нем ругательные статьи, весьма далекие от правды. Под влиянием этой педагогической контрпропаганды многие учителя относятся к Шаталову настороженно. Но тысячи педагогов за свой счет едут за тысячи километров на уроки к Шаталову; но три его книги, выпущенные издательством «Педагогика», расхватаны; но его полуторачасовой вечер в студии Останкино, показанный по телевидению, сделал его самым популярным учителем в стране.
Примерно двести лет назад распространился по всему миру так называемый «нормальный» метод, сменивший индивидуальное обучение дома или в классе. Преимущество нормального метода, обеспечившее ему быструю и полную победу, состоит в его поразительной дешевизне по сравнению с индивидуальным обучением. Недостаток же, от которого, несмотря на все ухищрения, никак не удается отделаться, состоит в том, что педагог не имеет возможности учитывать индивидуальные способности и особенности ребенка. «Не убить Моцарта!» – призывают на всех языках, но кто знает, сколько индивидуальностей загублено, сколько способностей не раскрыто, сколько голов остались темными в сорокаголовом классе? Или пусть даже в двадцатиголовом? Сколько детей покинули школу разочарованными в себе?
Когда вы, читатель, в очередной раз услышите призыв «дойти до каждого» или что-нибудь вроде этого – не верьте! Это все пустое.
Обычным методам эта проблема не поддается, и не от таланта, и тем более не от усердия учителя, зависит ее решение. Тут нужно открытие. Шаталов его сделал, и оттого ополчилась на него административная педагогическая система: ведь каждое открытие и включает в себя прежний опыт, и отвергает его. Открытие – самый острый вид критики. Открытия рушат чужие карьеры.
Да, Шаталов решил мировую проблему. Он увидел очевидное: знание существует в двух видах – в развернутом (в речи или в книге) и в свернутом (в голове). С помощью изобретенных Шаталовым опорных сигналов (плакат, на котором сверхсжато закодирован текст сообщения, то есть представлено знание в свернутом виде) учитель проверяет работу каждого ученика на каждом уроке и в полном объеме за каких-то десять-пятнадцать минут. В массовой школе ребенок занимается как с индивидуальным учителем! Это меняет всю обстановку в классе. Работают все, работают всегда, работают охотно. Вся система преподавания, решительно перестроенная Шаталовым, побуждает ученика с интересом выполнять каждое задание. Получив набор из ста задач, ученик сам выбирает, какие из них ему под силу и сколько времени их решать – день, месяц или полгода. Другими словами, каждый учится в своем темпе и на своем уровне, хотя учитель не делает различий, не сортирует детей и ничем не поощряет самых талантливых. Награда ученику за решенную задачу лишь одна – новая задача. Наконец, самое главное: за всеми этими приемами кроется новый, не известный прежней педагогике способ развивать мышление детей, действующий безотказно и на сильных, и на слабых. Девиз Шаталова «Учение должно быть победным» реально воплощается в классах его последователей. Но вы только представьте себе, читатель, что происходит с ребенком, считавшимся неспособным, когда он вдруг превращается в отличника? А в классе Шаталова на стене висит ведомость, в которой полторы тысячи отметок – полторы тысячи пятерок. У него все в отличниках. Я сам видел.
Шаталова ждет великая слава. Миру еще предстоит открыть его. Избрание же, о котором объявлено в воскресенье по телевидению, только шаг на этом пути.
Единственное, чего надо желать, чтобы эта слава была прижизненной, а не посмертной, как слишком часто стало случаться в последнее время. Процитирую героя своей пьесы «Печальный однолюб»: «Хватит нам посмертных слав, этих пятен позора на биографии человечества!»