Качество образования // Статья

«Пизоподобность – причина снижения!» Часть вторая


«Пизоподобность – причина снижения!» Часть вторая
Фото: kleinezeitung.at

Неравенство социальное и территориальное

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ провели свой анализ результатов PISA, используя данные анкетирования учащихся и директоров школ, и пришли к выводу о том, что на достижения учащихся существенное влияние оказывает социально-экономический статус семей, региональные различия и школьная атмосфера.

Выяснилось, что сильнее всего в период с 2015 по 2018 год ухудшились результаты российских учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом.

В 2018 году почти треть всех учащихся не достигли минимального порога хотя бы по одному из видов грамотности: читательской, математической или естественнонаучной. Неграмотных по всем трем предметным областям стало 12%.

Наибольший прирост доли функционально неграмотных учащихся произошел в семьях с низким социально-экономическим статусом, который традиционно измеряется через наличие высшего образования у родителей, их социально-профессиональный статус и уровень материального благосостояния семьи. Особенно это заметно у школьников, матери которых не получили высшее образование.

Очень многое зависит и от региональных особенностей.

До сих пор сделать выводы о межрегиональных отличиях по результатам исследования PISA не представлялось возможным, поскольку выборка от каждого субъекта составляла от 4 до 10 школ. Но в 2018 году три субъекта РФ – Москва, Московская область и Республика Татарстан – вызвались принять участие на представительной выборке.

Правда, данные по Москве были исключены из общего доступа в базах PISA. Если ориентироваться на информацию Департамента образования г. Москвы, результаты московских школьников можно рассматривать как замечательные: Москва входит в первую пятерку в мире.

Имеющиеся данные для Подмосковья и Республики Татарстан свидетельствуют о серьезных значимых различиях в результатах учащихся по всем трем предметам. Более того, они отличаются от средних баллов по стране больше, чем результаты России отличаются от среднего по странам ОЭСР.

Большие различия наблюдаются в результатах учащихся из городов и сел. По чтению учащиеся из сельской местности отстают от жителей городов-миллионников в среднем на 72 балла, по математике – на 64, по естествознанию – на 63. По сравнению с 2015 годом больше всего снизились баллы в селах и городах с населением от 100 тысяч до 1 млн человек. Наибольшее снижение результатов наблюдается по чтению: в сельской местности – на 23 балла, в крупных городах – на 27. Учащиеся в городах-миллионниках по всем трем предметам показали прирост баллов, но незначительный: 4 балла по чтению, 11 по математике и 6 по естествознанию.

По мнению экспертов, межрегиональные различия в результатах могут быть обусловлены не только разницей социальных и экономических контекстов, но и отличиями в педагогических практиках и школьных ресурсах. Так, значимые, но небольшие различия между регионами наблюдаются в том, как часто учителя обозначают цели предстоящего урока, делают краткое обобщение нового материала, предоставляют ученикам индивидуальную помощь. Большие значимые различия есть в кадровом составе школ, доступности некоторых типов ресурсов, а также в показателях школьного климата, описанных ранее.

Буллинг, психологический климат, одиночество

Анализ контекстных данных учащихся позволил выявить целый ряд серьезных проблем, связанных со школьным климатом: это не только дисциплина в классе, но и травля (буллинг), а также отношение к учебе и к педагогам в целом.

Так, почти четверть учащихся признались, что прогуляли как минимум один день за последние две недели перед тестом, 39% пропустили хотя бы один урок. Чаще прогуливают и опаздывают на занятия ученики в больших городах. Значительная часть подростков – 17% – отметили, что на многих занятиях учителям приходится подолгу успокаивать класс. Отсутствие дисциплины отражается на их знаниях: в таких классах результаты учащихся по чтению ниже среднего по стране почти на 48 баллов. Для сравнения, средняя разница между классами с хорошей и плохой дисциплиной по странам – участницам исследования несколько ниже: 35 баллов.

Почти половина директоров образовательных организаций – 42% – отметили, что их учителя не всегда хорошо готовы к своим урокам. Это почти в четыре раза больше, чем в среднем по странам, участвовавшим в исследовании. Директора также отмечают проблемы с мотивацией учителей к работе и их профессиональной удовлетворенностью. Подобное отношение к работе, в свою очередь, может сказываться и на восприятии работы учителя самими школьниками: 17% директоров считают, что в значительной степени образовательному процессу в их школе мешает недостаток уважения к педагогам со стороны детей.

Серьезные проблемы в российских школах есть и с психологическим климатом: 37% учеников периодически страдают от буллинга (против 23% в среднем по ОЭСР), в том числе 12% подвергались ему несколько раз в неделю (против 8% в среднем по ОЭСР).

Отметим, что в России чаще всего с травлей сталкиваются подростки из семей с низким социально-экономическим статусом, а также ученики с низкими результатами по всем трем предметам.

Российские учащиеся значимо реже отвечали согласием на утверждения, отражающие антибуллинговые установки: в то время как в среднем по выборке PISA с утверждением «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят» согласились почти 90% опрошенных, в России – только 77%.

Другим проявлением неблагополучной атмосферы в классе является ощущение одиночества, которое здесь испытывают российские подростки. Почти четверть опрошенных учащихся сообщили, что страдают от одиночества в классе, еще 24% признались, что чувствуют себя аутсайдерами. Больше всего таких ребят в крупных городах и мегаполисах. Но при этом больше половины учащихся отмечают, что легко заводят друзей и чувствуют свою принадлежность к учебному заведению (61% и 64%, соответственно).

Совокупность этих аспектов может вызывать негативное отношение к учебе в целом. Только четверть 15-летних подростков сказали, что планируют поступать в вуз, еще 35% собираются получить среднее профессиональное образование. Остальные не планируют продолжать обучение или не определились с выбором.

Содержание образования и методики обучения

Более глубокий анализ заданий PISA еще предстоит сделать, но уже на основе предварительных исследований эксперты высказывают гипотезу о том, что негативным фактором стали изменения в системе образования последних лет, которые стимулируют учащихся, скорее, запоминать и действовать по образцу, а не мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать.

Речь идет, например, о широком распространении и Всероссийских проверочных работ, и об ужесточении ОГЭ после 9-го класса. Российские школьники хуже их сверстников справляются с новыми типами заданий, в которых требуется поиск информации в интернете. Это может быть связано с ограниченностью подхода к обучению, когда центральным, а иногда и единственным источником информации являются учебники, экспертиза которых не поддерживает инновационных подходов и нестандартных решений.

Продолжение следует.



Новости





























































Поделиться