Хроника происшествий // Аналитика

​«Это демонстрация абсолютного пренебрежения к профессии»

После «дела Голунова»: как реагировать на незаконные задержания.
  • 5 июля 2019

​«Это демонстрация абсолютного пренебрежения к профессии»
Фото: Meduza

«Вести образования» продолжают рассказывать о ситуации вокруг «дела Голунова».

12 июня, в День России, в Москве прошла спонтанная гражданская акция в поддержку журналиста «Медузы» Ивана Голунова.

До, во время и после акции сотрудниками полиции и Росгвардии были незаконно задержаны несколько сотен участников, среди которых было много журналистов.

На пресс-конференции в «Международном Мемориале» 4 июля правозащитники из ОВД-Инфо, Правозащитного центра «Мемориал», движения «За права человека» и МХГ рассказали об основных нарушениях при задержаниях на акции 12 июня и ответили на вопросы журналистов.

По отношению к количеству протестующих количество задержаний на акции было очень велико. По данным ОВД-Инфо, среди более 500 задержанных 12 июня оказалось 40 журналистов. Среди них – корреспонденты «Коммерсанта», «Ведомостей», «Дождя», «Медузы» и т. д. ОВД-Инфо призвали СМИ обратить внимание как на вопиющие, так и на систематические нарушения при задержаниях на публичных мероприятиях. Освещение незаконных действий полиции – первый шаг на пути изменения порочной практики таких нарушений.

Правозащитники отметили, что во время акции в поддержку Ивана Голунова объединились не только журналисты, но и адвокаты, которые им помогают.

По словам представителей Московской Хельсинкской группы, после этой акции несколько человек обратились с просьбой помочь им в обжаловании действий полиции. На сайте МХГ размещена анкета, которую предлагают заполнить всем задержанным, чьи права были нарушены.

Все же акция 12 июня была несколько нетипичной, полагает Андрей Жвирблис, член бюро Профсоюза журналистов. Была повышенная концентрация журналистов, поскольку Иван Голунов – их коллега, и это выступление стало акцией корпоративной солидарности. Отношение полиции к журналистам было в этот раз несколько иным. Большинство отпускали без протокола, некоторых просили написать в протоколе, что они случайно проходили мимо. Видимо, в этот раз прошла команда быть мягче к журналистам. Хотя в других местах шли команды забирать их как можно больше.

Андрей Жвирблис напомнил, что в случае выполнения журналистами их прямых обязанностей никто их права по 144-й статье («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») защищать не будет, и призвал пойти по другому пути – пытаться преследовать полицейских по гражданскому праву:

«Нужно преследовать конкретных сотрудников, которые составляют рапорт, по гражданскому направлению: редакция послала корреспондента осветить акцию массового протеста, он свою функцию не выполнил, то есть редакции был нанесен материальный ущерб. Чтоб конкретный полицейский понимал, что он рискует своим кошельком. Здесь есть гораздо больше шансов на исполнение».

Изменение отношения к задержанным журналистам подтвердил Дмитрий Бортко, один из задержанных 12 июня: «Меня задержали сначала на Трубной, возле Эрмитажа задержали окончательно. Я снимал, как ведут задержанных, в этот момент ко мне подошли, на меня указали, меня взяли под руки. Рядом стояли другие журналисты с камерами, я услышал крик: берем всех! Задержали четырех снимающих репортеров. Я убежден, что было указание задерживать снимающих, просто чтобы минимизировать картинку. Была команда прибрать снимающих, но не подвергать репрессиям.

Это демонстрация абсолютного пренебрежения к профессии: хотим – будем вас арестовывать, хотим – придержим вас на пару часов, а потом отпустим. Это пренебрежение и к профессиональным обязанностям журналиста, и к закону».

Рассказ Дмитрия Бортко поддержали свидетели задержаний: в том же саду «Эрмитаж» задержания начались с охоты на фотожурналистов. Сотрудники ОВД очень красочно гнались за ними через розовые кусты на клумбах. А уже потом начали задерживать тех, кого опознали как участников шествия.

МХГ констатировала, что нарушения при задержаниях были везде с той минуты, как стали задерживать.

Что со всем этим делать? Нужно продолжать освещать нарушения в прессе, полагают правозащитники. Также они советуют прибегать к профессиональной защите своих интересов в судах. Защитой в судах занимается ОВД-инфо, движение «За права человека», МХГ, фонд «Общественный вердикт». На сегодняшний день за защитой в суде обратилось около 150 задержанных.

Представители Московской Хельсинкской группы призвали всех задержанных по горячим следам писать заявления в отделения полиции, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой: «Если мы положим на стол 500 жалоб в отделение полиции, в прокуратуру – они лишний раз подумают, а стоит ли так поступать? Они же вынуждены на них отвечать».

Этот призыв поддержал и Профсоюз журналистов: нужно, чтобы низовой состав понимал, что может быть персональная ответственность за их действия.

Подвел итоги пресс-конференции Александр Черкасов (Правозащитный центр «Мемориал»): «После задержаний в саду “Эрмитаж” сотрудники правоохранительных органов начали объяснять, что сад эвакуируется из-за штормового предупреждения, а потом – что сад эвакуируется, потому что в нем заложена бомба.

Большое количество задержанных журналистов 12 июня позволило увидеть, что бомба действительно заложена – в правоприменительной практике.

Это использование разного рода ведомств не по прямому назначению, а по репрессивной надобности».

Соб. инф.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube