Культура // Статья

Любить искусство в себе, себя в искусстве или эпатаж?

Как только дети становятся актерами, режиссер должен стать педагогом, учителем. Прежде всего – учителем. И часто педагогика важнее эстетики и стремления к самовыражению.

Любить искусство в себе, себя в искусстве или эпатаж?
Фото: sotrender.com

После официального завершения молодёжного образовательного форума «Таврида» одна из мастерских под управлением режиссёра Ильи Ромашко, выпускника Кирилла Серебренникова – руководителя Гоголь-центра, показала спектакль, который закончился однополыми поцелуями и «конкурсом мокрых маек».

Проблема существует

Я сам часто задумываюсь о проблеме отражения реальной жизни в театре, тем более в детском или студенческом. Ведь вокруг люди пьют, курят, матерятся, участвуют в митингах, и дети прекрасно это видят, а мы ставим спектакли про животных, позитивные мюзиклы о первой любви и так далее. Но при этом постоянно говорим детям о том, что на сцене нужно существовать по-настоящему, что на сцене должна быть жизнь. Здесь просматривается некий диссонанс. Где грань между полным повторением жизни и существованием в предлагаемых обстоятельствах?

Театр – благодатная почва для того, чтобы попробовать себя в различных ролях, в том числе социальных, чтобы проиграть какие-то пограничные эмоции и ситуации на сцене и принять решение – «Хочу я испытать их в жизни или нет?». Но всегда есть процесс внутри студии, а есть итоговый продукт, и режиссёр выполняет функцию фильтра между этими двумя стадиями, и его задача, не задавив детскую инициативу, сделать так, чтобы продукт получился достойным и пригодным к показу.

Режиссура vs Педагогика

Детский и студенческий театры не должны терять педагогическую функцию в хорошем смысле этого слова. Профессиональный режиссёр и режиссёр-педагог – это две разные профессии. Профессиональный режиссёр сделает всё, чтобы донести свою идею до зрителя, когда режиссёр-педагог должен довольно часто наступать на горло собственной песне, чтобы сделать процесс и результат максимально полезными для учеников. Театральный педагог, независимо от квалификации, в силу особенностей процесса всегда становится значимым взрослым для своих подопечных и в принципе может поместить в их голову любую идею, обосновать любой замысел, и актёры послушают, поверят и будут делать то, что им предлагается. И здесь речь идёт уже о личной ответственности педагога, о целях преподавания, занятия театральным искусством и зрелости личности педагога. Всегда должен быть баланс между воплощением собственного замысла и соблюдения интереса детей. А также нужно уметь нести ответственность за своих учеников и за то, какой посыл ты отправляешь в мир.

«Выражайтесь» в коммерческом театре

Если говорить о взрослом, «профессиональном», коммерческом театре, то цели, задачи и границы дозволенного определяют учредители, художественные руководители, заведующие литературной частью и так далее. И там уже играет роль только вопрос личной культуры и чувства меры. Театр уже давно перестал быть воспитателем народа и мерилом нравственности.

Конечно, на спектакли, в которых подняты остросоциальные темы, присутствуют обнажённые тела, используются различные приёмы эпатирования, билеты продаются гораздо лучше. Но там действует закон выбора взрослых людей – актёров и зрителей. Актёры могут сами решать – выполнять задания режиссёра или уйти из постановки или, может быть, даже из театра, а зрители могут принимать взвешенное решение – пойти в театр или стриптиз-бар.

Заложники ситуации должны остаться в живых

Меня в этой ситуации больше всего волнует вопрос – что будет дальше с детьми, принявшими участие в этом перформансе? Организатор, кажется, получил именно то, что хотел. Конечно, есть небольшой шанс, что идея пришла от детей, но я не поверю, что она была предложена сразу всем участникам мастерской, прошедших серьезный творческий отбор, чтобы попасть на форум. Это всё больше похоже на результат грамотной манипуляции человека, решившего пропиарить себя, выразить свой личный протест с помощью участников форума и проверить на слабо публику. Даже если по великой случайности оказалось так, что всех участников мастерской волновала эта проблема и они думали о принадлежности к сообществам ЛГБТ или уже состояли в них, педагоги были обязаны посоветоваться относительно формы вынесения этой проблемы на сцену с организаторами форума и более опытными педагогами, чтобы принять взвешенное решение до того, как произойдет взрыв, который может уничтожить участников мастерской, сам форум и усилить давление и порицание тех самых сообществ ЛГБТ.

«Таврида» закончилась, дети вернулись обратно в общество, в свои города, учебные заведения, что их ждёт там? Они могут попасть в очень неприятную ситуацию, связанную в лучшем случае с насмешками, в худшем – с травлей. И там, за пределами форума, который является некой теплицей (любое мероприятие такого типа – это тепличные условия), как повлияет на них непрофессионализм одного человека и как изменит жизнь этих людей?

Каждый имеет право на выбор, но для всего есть время и место, а подобные прецеденты, якобы направленные на то, чтобы подчеркнуть какую-то проблему, сами собой разжигают конфликты. Кто, как не режиссёр, должен чётко понимать идею, мотивы и сверхзадачу своих поступков?



Новости





























































Поделиться