Я начал: «Патриотизм – это любовь к Родине, уважение к…!». Не дослушав фразу, ребенок вдруг воскликнул: «Ааа, я понял!» – и с довольством первооткрывателя заторопился к себе в комнату доделывать домашнее задание. Он всё понял! Он всё сопоставил и нашел ответ на свой вопрос о значении слова, которое прочитал в материале об одном из музеев воинской славы. Расширил тезаурус, как говорится в таких случаях. Ребенок присвоил себе еще одно понятие, присоединив его к уже поселившемуся в его сердце чувству. Сделал это быстро, как делают всё наши дети, родившиеся в эпоху цифровых скоростей.
Наша школа, как и все школы Москвы, в эти майские дни живет в ожидании праздника Великой Победы. Это время насыщено общими делами взрослых и детей, которых объединяет историческая память. Люди разных поколений встречаются в школьной литературной гостиной, где звучат неопалимые войной строки-чувства, или на фестивале добрых дел, или на традиционном возложении цветов к памятникам воинов-освободителей. Ребята сходятся в военно-исторических дискуссиях. Тренируют командный дух в интеллектуальных и спортивных квестах. Бессмертный полк, образованный из фотографий и биографий родных людей для наших школьников, начал свое шествие по мировой сети задолго до начала этой главной гражданской инициативы.Наши дети сами снимают ролики, в которых строго призывают нас, взрослых, к памяти о войне.
По большому счету, современным школьникам не нужно говорить о той великой и страшной войне в привычном для нас, взрослых, измерении фактами. Информация доступна как никогда. Школе сегодня важно быть рядом со своими учениками, чтобы они смогли создать свое отношение к событиям военных лет.
Основной фокус внимания сегодня смещается с факта на человека, ставшего участником и творцом того или иного события.
Детям важно почувствовать людей, оказавшихся в ситуации бескомпромиссной борьбы за своё право на жизнь. Поэтому они так быстро делают своим такое понятие, как «патриотизм». Потому что чувство, отвечающее за сопричастность к своей стране, уже сформировано в деятельности, в отношении к человеку.