Учителя // Колонка

Превращение: как дети сделали меня учителем


Превращение: как дети сделали меня учителем
Рисунок img-fotki.yandex.ru

Я точно помню день, когда я стал учителем.

И я говорю не о том моменте, когда поступил в школу в качестве её сотрудника. А о другом дне, в который произошло переоткрытие себя в профессии. По-настоящему «вошло», как говорится.

2007 год. Я вел тогда уроки обществознания и ОБЖ – в армии же служил, так кому же еще?! Тогда так. И вот 5-й класс, и... о, классика! Тема, связанная со средствами индивидуальной защиты. Одно из таких средств, как вы догадались, – это противогаз. Надо ребятам рассказать, как он устроен, и создать у детей понимание, как его применять в боевой обстановке, т.е. сформировать функциональную грамотность, говоря современным языком. Кстати, сейчас, в наше ковидное время, вопрос, кому в школьном курсе нужен раздел про защиту от бактериологических поражающих факторов, не стоИт. А тогда это воспринималось как проявление замшелого милитаризма. Считалось даже, что тратить учебное время на всякие респираторы, марлевые повязки и противогазы совсем не правильно. Да-да, так прямо и говорили мне в учительской. А я считал, да и сейчас тоже считаю, что тема культуры безопасности людей всегда актуальна.

Так вот, урок. Мы поговорили об устройстве противогаза, что-то посмотрели из видеоматериалов, и пришло время его мне, значит, надеть. Я стал показывать и комментировать свои действия. Есть там такие правила, что по команде нужно закрыть глаза, задержать дыхание, достать из сумки противогаз и определенным образом надеть на себя. Закрыл глаза, сделал вид, как будто задержал дыхание (надо же еще рассказывать, что я делаю). Достал противогаз, развернул, вставил особым образом руки внутрь маски, растянул её и – вуаля! – надел. Открываю глаза после того, как он плотно сел на голове, и вижу, что дети, все как один, направили на меня свои телефоны и фотографируют. То есть они ждали этого момента, понимаете, момента какой-то своей детской истины. Им нужно было поймать кадр – они его поймали. Напомню: шёл 2007 год!

Сейчас это норма. А тогда – нет.

Один мальчик, сидевший на одной из задних парт, вываливаясь, протискиваясь в проход, громко закричал: «Сергей Александрович! Подождите, не снимайте, я не успел!»

Я понял, что он хочет, сделал шаг в сторону прохода между партами, чтоб ему было удобно, и занял позу, всем своим видом показывая: давай, мол, фотографируй. Класс оживился, и они снова направили на меня свои телефоны.

А потом я продолжил урок, рассказывая про то, как снимать противогаз, как его обрабатывать и укладывать. Но уже делал все иначе, потому что стал другим. В одно мгновение они сделали меня другим.

Благодаря этой стихийной фотосессии я понял, что пространство моего урока – это весь мир, что моя профессия публична и что детям надо давать то, чем они смогут поделиться с другими детьми и взрослыми.

И вот с этим-то открытием я и продолжил работать дальше и стал «Учителем года». Сначала в своем городе, потом в области, а потом был и российский этап.

Раньше была такая традиция – объявлять лучшего учителя в стране именно накануне или в самый в День учителя. Сейчас формат и сроки конкурса изменились. Но международный День учителя, назначенный на 5 октября, состоится при любых условиях.

С праздником, пеликаны!



Новости





























































Поделиться