ИнтерВести // Статья

̶П̶у̶т̶е̶в̶ы̶е̶ Бизнес-заметки об азиатском образовании. Часть 1. Вьетнам


 ̶П̶у̶т̶е̶в̶ы̶е̶ Бизнес-заметки об азиатском образовании. Часть 1. Вьетнам
Фото: ic.pics.livejournal.com

Работая в образовании много лет, я примерил на себя разные роли и поработал во многих странах. Преподавание, маркетинг и развитие бизнеса в транснациональных образовательных компаниях – и, наконец, создал образовательную компанию в России. Наверное, поэтому я всегда старался развивать свою компанию не только в рамках российского рынка, а следить и внедрять лучшие мировые практики, обмениваться опытом с коллегами со всего мира.

Так несколько лет назад я впервые побывал в Китае не как турист. Посетил несколько образовательных компаний, пообщался с китайскими коллегами, посмотрел на рынок и, конечно, был впечатлен. Экстенсивное развитие технологий, огромный интерес к образованию со стороны государства, бизнеса и простого населения, контрасты между государственным и частным образованием. Кажется, наши страны во многом похожи, и многое мы сможем приземлить на российский рынок.

Про Китай я могу говорить часами, но после очередной поездки в конце прошлого года я решил посмотреть и на другую Азию. Ведь есть не только Пекин, Гонконг и Шанхай.

Например, Вьетнам, который, по прогнозам PWC, к 2050 году может стать 20-й по величине экономикой в мире.

Следующая остановка – Хошимин, Вьетнам

Май 2019 года, я в центре Хошимина (больше известный как Сайгон). Азия, как всегда, полна контрастов. Рядом с ветхим жильем высятся небоскребы, мое внимание привлекает огромное количество билбордов в центре города с рекламой курсов английского языка. Мировые сети Wall Street и English First соседствуют с местными компаниями, названия которых ни о чем мне не говорят. Пятиэтажные светлые современные здания языковых центров контрастируют с ветхими домами, в которых ютятся государственные школы. В каждом классе учатся по 40–50 учеников. Классическая история для азиатских государственных школ.

Английский – самый востребованный сегмент в сфере дополнительного образования. На всех развивающихся рынках это так. Интересно, что все родители хотят, чтобы их дети занимались с native speaker, но где же взять такое количество американцев и англичан в Хошимине?

Вопрос решается просто, до сих пор во многих азиатских странах любой белый человек, говорящий на английском, уже native.

Если в Китае – бум технологий, онлайн-образования и по стране шагает искусственный интеллект, то во Вьетнаме все побаиваются слова «онлайн». Практически нет онлайн-образования, к которому мы привыкли. Живой контакт с учителем кажется надежнее, чем виртуальный. Во многом это связано с дороговизной ПК. Во многих семьях компьютер появляется только после поступления в вуз. Ну и, конечно, консервативность вьетнамцев играет роль. Хотя в чем-то они точно правы – никакой компьютер не заменит преподавателя. Вот только доступ к нему может быть и онлайн. Говорю об этом с учителями, родителями, частными репетиторами – кажется, что убедить их в том, что онлайн может быть эффективен, вполне возможно.

Кстати, набирают популярность онлайн-сервисы с обучающими видео по подписке. Многие вьетнамцы кооперируются и покупают совместно доступ к подобным образовательным онлайн-платформам. Шеринг-экономика в действии.

Наследие Китая, становление среднего класса и развитие частного образования

В современных вьетнамцах я вижу наследие Китая с его философией конфуцианства: трудолюбивые, желающие преуспеть в жизни, они видят в образовании дорогу к успешному будущему своих детей. Как и китайцы, они очень сильно «пушат» своих детей на учебу. Образование – ключ ко всем дверям мира.

Кстати, сегодня Вьетнам опережает соседние страны в Юго-Восточной Азии по образовательному рейтингу.

В индексе человеческого капитала Всемирного банка Вьетнам занимает 48-е место. Хороший показатель для страны с не до конца сформированным средним классом.

Очень непростая новейшая история страны с долгой войной, закрытой и слабой экономикой. Но начиная с 90-х (примерно на 10–15 лет позже первых реформ в Китае) Вьетнам стал открываться внешнему миру, и, естественно, иностранные инвестиции не заставили себя ждать. Государство понимает важность развития образования и тратит на него около 6% своего ВВП. Это сильно больше, чем большинство соседей по карте. Примером служит, конечно, Китай. Они смогли, значит, и мы сможем. Но, кажется, догнать и перегнать «старшего брата» раньше, чем через 10 лет, не получится. И, хотя сейчас внешним деньгам и компаниям рады, но юридических преград пока предостаточно, что тормозит большие компании и крупный капитал.

Для современного вьетнамца из среднего класса хорошее образование – это высокие баллы в школе и знание английского языка. Система государственного образования претерпевает модернизацию, но назвать ее очень сильной пока нельзя. А запрос от среднего класса на высокий результат есть; соответственно, очень быстро растет сектор коммерческого внешкольного образования.

Чего хотят родители во Вьетнаме? Ровно того же, что и в Китае, и в России. Ребенок должен хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в вуз, а еще английский язык.

Во вьетнамской школе 12 классов, чтобы перейти из 9-го в 10-й, нужно сдать экзамен, похожий на наш ОГЭ. В основном его сдают те дети, которые стремятся попасть в суперсильные школы или школы для одаренных детей.

Для поступления в вуз надо сдать государственный экзамен – аналог нашего ЕГЭ. Экзамен очень сложный и тяжелый, как говорят сами вьетнамцы. С другой стороны, еще несколько лет назад существовали выпускные экзамены из школы и вступительные в вузы, и этот период экзаменов назывался «сезоном самоубийств». По данным VietNamNet, в 2012 году только 30% абитуриентов сдали вступительные экзамены.

Это стало одной из причин, заставивших правительство Вьетнама провести ряд образовательных реформ. С 2015 года вступительный экзамен в университет был отменен и объединен с выпускным экзаменом в единый национальный выпускной экзамен в средней школе (Kỳthi trung học phổthông quốc gia).

Сейчас экзамен состоит из пяти частей. Три обязательных предмета: математика, литература/язык и иностранный язык. И две комбинации предметов по выбору: естественные науки (физика, химия, биология) и общественные науки (история, география и обществознание).

Хочешь сдать хорошо экзамен, чтобы поступить в вуз? Значит надо усердно заниматься, и часто одной школой не обойтись. Дополнительный рынок подготовки к вьетнамскому ЕГЭ делится условно на два больших сегмента: частные репетиторы (в основном студенты вузов) и школьные учителя. Последние собирают учеников из своих же классов на дополнительные групповые частные занятия с более углубленным изучением материала. Не 50 человек в классе, а 20.

Многие родители хотят, чтобы дети уехали учиться за границу, поэтому на рынке стали появляться центры подготовки к международным экзаменам. Но позволить себе это может пока только узкая прослойка населения. Поэтому бума в этом сегменте пока не наблюдается.

Кажется, в мае этого года я увидел Китай десятилетней давности. Если я не ошибаюсь, нас ждет впечатляющий рост еще одного «азиатского тигра».

Еще не конец, скорее точка с запятой

Хочу подчеркнуть, что мои путевые или скорее бизнес-заметки – это впечатления и акценты, которые я вынес из небольшого путешествия в Хошимин. У меня не было цели описать образовательный рынок Вьетнама во всей его полноте – со всеми цифрами, статистикой, особенностями государственного регулирования и т. д. Оставлю это профессионалам-вьетнамистам.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube