В последние несколько лет тема льготного поступления по результатам олимпиад вызывает все больше критики. Как-то так получилось, что система олимпиад стала альтернативой ЕГЭ при поступлении в вуз. Это отчасти нивелирует значение Единого государственного экзамена и декларируемые равные возможности для каждого.
Ректоры ведущих вузов подтверждают, что бюджетные места некоторых специальностей почти на 100% занимают победители олимпиад.
Конечно, чаще всего речь идет только о топовых вузах. И, если посмотреть на процент олимпиадников от всех первокурсников 2019 года, то он составляет меньше 2%. Но, с другой стороны, ситуация, когда на факультет принимаются только олимпиадники, а для ребят с высокими баллами по ЕГЭ мест просто не остается, кажется более чем странной.
Сама идея проведения олимпиад для выявления талантливых и одаренных детей нареканий не вызывает. Другой вопрос – количество олимпиад, которые мы видим сейчас на образовательном рынке.
В прошлом году в список Министерства науки и высшего образования вошло 76 олимпиад, в этом – 80.
Конечно, не все олимпиады из этого списка позволяют выпускникам получить льготу – зачисление без вступительных экзаменов. За разные олимпиады школьники получают разные преференции. Но 76–80 олимпиад совершенно разных форматов, содержания, процедуры проведения и критериев оценки создают в целом непрозрачность системы.
Это не значит, что надо срочно отменять олимпиады или не давать льготы победителям при поступлении. Скорее нужно четко регламентировать количество мест, которые вуз может выделить олимпиадникам.
А еще очень важно придерживаться принципа прозрачности: пусть факультеты публикуют реальные средние баллы по ЕГЭ с учетом результатов олимпиадников, а не приравнивают олимпиадников к 100-балльникам.
Тогда мы будем видеть реальные данные, а не завышенные, например, средний балл 93, который выглядит практически недостижимым для большей части старшеклассников.