– Как Вы относитесь к отсутствию упоминания о компетентностном и деятельностном подходах в этих стандартах?
– Важно, чтобы изменения во ФГОС сохраняли ориентированность на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Тогда отсутствие прямых указаний на следование компетентностному и деятельностному подходам будет просто не замечено школой. Да и нужно ли это, если весь фокус внимания переносится со способа достижения результата на сам образовательный результат?
– Обеспечат ли эти ФГОС вхождение России в топ-10 ведущих стран мира в области образования?
– Отмечу, что уже со времени внедрения ФГОС второго поколения прошло не так много времени, а при этом показатели России в международных исследованиях качества образования заметно улучшились. Это факт. Поэтому и дальнейшие усилия в укреплении единого образовательного пространства страны, в уточнении результатов образования в соответствии с вызовами современного мира направлены именно на эту задачу – повышение авторитета российского образования.
– Как выполняется февральское поручение президента об обновлении стандартов с учетом научно-технологического развития России?
– Сами содержательные формулировки результатов в полной мере связаны с приоритетами и перспективами научно-технологического развития России. Проект ФГОС транслирует во все примерные и основные образовательные программы базовые результаты обучения с учетом потребностей и уровней социально-экономического развития. Открывается возможность разработки разноуровневых примерных программ. Такими могут стать примерные программы базового уровня, программы для коррекционных классов (школ) или для инновационных школ.
– Как Вы оцениваете введение итоговой аттестации в начальной школе?
– Несомненно, эта процедура позволит установить не только уровень образовательных результатов, но и потенциал ребенка для дальнейшего его развития. Это крайне важно при переходе в основную школу, где усиливается профилизация обучения и растет число предложений по предпрофессиональной подготовке в ответ на запросы семей. А если к итоговой аттестации массово присовокупить цифровое портфолио школьника, то эффект от введения итоговой аттестации в начальной школе усилится благодаря возможности индивидуализации образовательных траекторий учеников.
– Каковы функции ФГОС в данном варианте – контроля и надзора или развития?
– Если учитывать, что основные образовательные программы конкретных школ – а все они включают результаты обучения – формируются с учетом запросов семьи, местных особенностей, кадрового потенциала и материально-технического оснащения образовательных организаций, то развитие становится ключевой функцией нового ФГОС. Никакое здоровое местное сообщество не возьмется планировать образовательные результаты своих детей без учета перспектив развития.
Беседовала Ольга Дашковская