Качество образования // Комментарий эксперта

Дальнейшие усилия в укреплении единого образовательного пространства направлены на повышение авторитета российского образования

Директор школы № 854 Сергей Москаленков о новом ФГОС

Дальнейшие усилия в укреплении единого образовательного пространства направлены на повышение авторитета российского образования
Фото: school47ozer.ru

– Как Вы относитесь к отсутствию упоминания о компетентностном и деятельностном подходах в этих стандартах?

– Важно, чтобы изменения во ФГОС сохраняли ориентированность на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Тогда отсутствие прямых указаний на следование компетентностному и деятельностному подходам будет просто не замечено школой. Да и нужно ли это, если весь фокус внимания переносится со способа достижения результата на сам образовательный результат?

– Обеспечат ли эти ФГОС вхождение России в топ-10 ведущих стран мира в области образования?

– Отмечу, что уже со времени внедрения ФГОС второго поколения прошло не так много времени, а при этом показатели России в международных исследованиях качества образования заметно улучшились. Это факт. Поэтому и дальнейшие усилия в укреплении единого образовательного пространства страны, в уточнении результатов образования в соответствии с вызовами современного мира направлены именно на эту задачу – повышение авторитета российского образования.

Как выполняется февральское поручение президента об обновлении стандартов с учетом научно-технологического развития России?

– Сами содержательные формулировки результатов в полной мере связаны с приоритетами и перспективами научно-технологического развития России. Проект ФГОС транслирует во все примерные и основные образовательные программы базовые результаты обучения с учетом потребностей и уровней социально-экономического развития. Открывается возможность разработки разноуровневых примерных программ. Такими могут стать примерные программы базового уровня, программы для коррекционных классов (школ) или для инновационных школ.

– Как Вы оцениваете введение итоговой аттестации в начальной школе?

– Несомненно, эта процедура позволит установить не только уровень образовательных результатов, но и потенциал ребенка для дальнейшего его развития. Это крайне важно при переходе в основную школу, где усиливается профилизация обучения и растет число предложений по предпрофессиональной подготовке в ответ на запросы семей. А если к итоговой аттестации массово присовокупить цифровое портфолио школьника, то эффект от введения итоговой аттестации в начальной школе усилится благодаря возможности индивидуализации образовательных траекторий учеников.

– Каковы функции ФГОС в данном варианте – контроля и надзора или развития?

– Если учитывать, что основные образовательные программы конкретных школ – а все они включают результаты обучения – формируются с учетом запросов семьи, местных особенностей, кадрового потенциала и материально-технического оснащения образовательных организаций, то развитие становится ключевой функцией нового ФГОС. Никакое здоровое местное сообщество не возьмется планировать образовательные результаты своих детей без учета перспектив развития.

Беседовала Ольга Дашковская



Новости





























































Поделиться