Персона // Тема дня

Школа – не для университета

Яков Гехт: «Я покинул школу в 16 лет, потому что не понимал, зачем люди туда ходят».
  • 6 марта 2019

Школа – не для университета
Фото Дмитрия Карпушева

2 марта 2019 года в магистратуре МГПУ «Образовательная политика» состоялся мастер-класс директора первой демократической школы в Израиле, лидера движения «Демократическое образование» Якова Гехта, с участием со-руководителя магистратуры Александра Адамского.

Яков Гехт: «Я пришел в образование 45 лет назад, бросив школу в 16»

Я. Г.: – В школе меня не научили читать и писать, потому что у меня дислексия и дисграфия.

И я покинул школу, потому что не понимал, зачем люди туда ходят, и спросил себя: что я буду делать со своей жизнью? В 16 лет мне захотелось создать школу, в которой ученик сможет определить свое призвание, в котором твоя страсть соединяется с твоим талантом.

Парламентская ассамблея в демократической школе,
школьные вопросы обсуждают вместе ученики, учителя и родители

Я. Г.:На создание первой демократической школы в городе Хадера у меня ушло 10 лет. В нашей школе ребенок самостоятельно выбирает учебный план. Каждую неделю проходит собрание школьного парламента, участником которого может стать каждый ученик, родитель и сотрудник школы. Любое решение принимается демократически, при помощи голосования. Мы передали роль директора сообществу школы. Конечно, дети не могут не ходить в школу или делать что-то сумасшедшее, свобода выбора осуществляется в рамках закона страны. Когда принимается какое-либо решение, создается группа, которая отвечает за реализацию этого решения. Если кто-то нарушает правило, есть судебный процесс в рамках школы. Мы выбираем судей, эти люди проходят специальные тренинги по медиации и разрешению конфликтов. Все конфликты проходят через этот суд. Если же учитель или директор нарушают правила – их также ждет суд. Первая основа демократического образования – человек сам строит свой путь, вторая – демократические нормы и процедуры, третья – отношения, построенные на диалоге. Четвертая основа – мы смотрим на жизнь через призму прав человека, в том числе соблюдение прав меньшинств.

«Цель обучения в нашей школе – не поступление в институт, основная цель – найти свое призвание.
Место, в котором твоя страсть соединяется с талантом»

Я.Г.: – Я основал эту школу 32 года назад, на сегодняшний день в школе обучаются 550 учеников в возрасте от четырех до 18 лет. Это государственная школа, люди не должны платить деньги за то, что ходят в школу. На данный момент в Израиле существует 30 демократических школ, каждый год строится в среднем 10 новых таких школ. В Израиле нет ни одного города, мэр которого не хотел бы построить демократическую школу.

В 1993 году мы решили провести международную конференцию, посвященную демократическому образованию, она состоялась в г. Хадера. Туда приехали школы со всего мира, в том числе на конференции присутствовал Александр Тубельский. Конференция начала путешествовать по разным странам. Очень многие альтернативные школы мира стали менять свое название на демократические. Сейчас насчитывается около 2500 демократических школ в 60 странах мира.

В обычной школе мы учим наших детей до 18 лет жить в тоталитарном сообществе, затем они выходят в обычную взрослую жизнь, где им предлагают выбирать и у них нет опыта выбора. Сейчас наша задача – воспитать такое поколение, которое основывается на идее, что голос каждого должен быть услышан.

Мы прониклись идеей создания городской сети различных организаций, школ, учреждений, где можно чему-либо научиться. Чтобы весь город превратился в одну большую школу, в которой стирается понятие возраста, когда человек должен перестать учиться, ведь человек учится с момента рождения и до самой смерти. Сейчас в Израиле мы работаем над такой большой сетью в Иерусалиме.

Вопросы магистрантов

Анна Акопян: Кто определяет содержание индивидуальной образовательной программы? Как составляется расписание?

Я. Г.: – У нас есть комитет по содержанию образовательной программы, в том числе отвечающей за расписание. В середине полугодия мы проводим опрос среди учеников, чему бы они хотели учиться в следующем полугодии. Когда ребенок выбрал свой учебный план, могут собраться родитель, наставник и ученик. Здесь очень важно понимать, почему ребенок принял такое решение, некая рефлексия в процессе принятия решения. Расписание: в один час проводится не одно занятие, а 20–30 разных опций, ученик сам выбирает свое занятие по интересам, классы – разновозрастные. В школе есть специальные центры: искусство, математика, технология и т.д., где нет определенного расписания, ребенок может прийти туда в любое время. В школьной программе есть индивидуальные занятия, на которых ученики получают знания от родителей, их опыт очень важен для школы. Также проводятся мастерские и семинары в течение двух-трех дней с целью погружения в тот или иной предмет или тему. Есть возможность посетить другое образовательное учреждение для получения новых знаний.

Леонид Бойко: Как происходит преемственность школы и высшей школы? Какова связь между школой и университетом?

Я.Г.: – Связь очень сильная, когда я был директором школы 22 года назад, кто-то из учеников стал интересоваться разведением рыб в океане. Мы связались с вузом на эту тему, и руководство вуза было настолько поражено мотивацией этого ученика, что они стали набирать все больше и больше студентов на данное направление. Ежегодно в среднем обучаются 20 студентов на этом направлении.

Сергей Шилин: Как происходит оплата учителя? С учетом того, что на один курс может прийти один ученик, на другой – 20.

Я.Г.: – Зарплата учителей выплачивается государством, она фиксирована независимо от количества обучаемых.

Анна Чегурова: Есть ли в вашей школе психолог?

Я.Г.: – Да, психолог работает с наставником, а наставник с детьми, это целый длительный процесс формирования ребенка как личности. Также и учителя имеют право на работу с психологом.

Светлана Галушко: Имеются ли в вашей школе модельные учебные планы?

Я.Г.: – Половина нашего учебного плана – государственная, единственное отличие – у детей есть возможность проходить данную программу с разной скоростью. Другая часть плана – очень подвижная структура, которая меняется в зависимости от интересов обучающихся.

Юрий Байков: Насколько применима модель демократической школы в крупном образовательном комплексе, например, на 6 тыс. человек?

Я.Г.: – Вполне! В Израиле имеются подобные комплексы, где демократическое образование пользуется популярностью и функционирует независимо от количества детей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube