10 декабря 2019 года планируется встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. В преддверии этой встречи публикуем письмо Президенту РФ Александра Асмолова «О рисках для детей, учителей и страны принятия стандартов некачественного образования».
Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину
О рисках для детей, учителей и страны
принятия стандартов некачественного образования
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Ставлю Вас в известность, что в ноябре 2019 года Министерством просвещения РФ подготовлен для окончательного утверждения проект нового стандарта школьного образования /ФГОС/, поспешное принятие которого приведет к стагнации системы школьного образования.
Этот проект вызвал целый ряд критических замечаний и предложений. С предложением о необходимости кардинальной переработки данного проекта ФГОС выступила Российская академия образования, представив результаты независимой экспертизы в Министерство просвещения РФ. Аргументированная критика данного проекта ФГОС содержится в аналитической записке руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелевой.
Конструктивные предложения, свидетельствующие о настоятельной необходимости переработки данного проекта ФГОС, звучали в выступлениях Натальи Солженицыной, заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга и ряда других представителей педагогического сообщества.
Несмотря на все эти критические замечания Министерство просвещения РФ намерено в самое ближайшее время без каких-либо системных изменений издать приказ об утверждении нового школьного стандарта.
В связи с этим считаю необходимым обратить внимание на то, что принятие данного проекта школьного стандарте с высокой вероятностью повлечет за собой следующие социальные и гуманитарные риски для всей системы школьного образования страны:
– Риск падения уровня мотивации детей и подростков к обучению в школе;
– Риск ослабления физического и психологического здоровья школьников в результате еще большей перегрузки в школе и дома, механического зазубривания содержания слабосвязанных между собой школьных предметов;
– Риск снижения работоспособности учителей и ослабления их внимания к индивидуальным интересам детей из-за возрастания различных форм контроля и отчетности;
– Риск нарастания деструктивных социальных установок детей и подростков в следствии потери интереса к школьной жизни, который проявится в расширении масштаба различных форм буллинга и суицидального поведения;
– Риск снижения шансов школьного образования нашей страны занять достойное место среди стран, лидирующих в сфере общего образования.
Все эти и другие негативные последствия, возникающие из-за неоправданной спешки Министерства просвещения РФ по введению школьного стандарта и приводящие к ущемлению прав школьников на получение качественного образования, представляется возможным избежать.
В целях предотвращения подобных рисков прошу Вас рассмотреть возможность принятия следующих решений:
1. Приостановить принятие Министерством просвещения РФ решения о введении стандарта школьного образования с 1 января 2020 года для избежания негативных последствий, которые повлечет за собой вступление в действие данного проекта ФГОС.
2. Создать вневедомственную Комиссию по переработке содержания ФГОС школьного образования.
3. Поручить вневедомственной Комиссии:
– подготовить проект переработанного стандарта школьного образования с учетом достижений современной науки и научно-технического прогресса, а также высказанных замечаний и предложений;
– к 1 июля 2020 года подготовить предложения по введению обновленного стандарта школьного образования.
Приложение: аналитическая записка.
Александр Асмолов,
Председатель постоянной комиссии по науке и образованию
Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова