4 июля в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся Съезд Российского Союза ректоров, на котором единогласным решением делегатов продлили на новый пятилетний срок полномочия президента РСР, ректора Московского университета академика Виктора Садовничего.
В своем докладе Виктор Садовничий особо отметил президентский указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», на основе которого был запущен пилотный проект в шести вузах, рассчитанный на 2023–2026 годы. По словам ректора МГУ, переход на новую систему высшего образования будет осуществляться в соответствии с принципами фундаментальности в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу; междисциплинарности; расширении цифровых компетенций для непрофильных специальностей; развитии фундаментального инженерного образования.
Виктор Садовничий подчеркнул, что обеспечение научно-технологического суверенитета России напрямую связано с совершенствованием математического и естественно-научного образования.
Еще одна из тем доклада – международное сотрудничество. По инициативе Российского Союза ректоров создано более 20 международных межвузовских ассоциаций, в том 13 профильных между вузами России и Китая.
Особое значение имеет, и работа РСР, направленная на повышение объективности оценки деятельность университетов посредством рейтингов. По поручению главы государства создан Московский международный рейтинг «Три миссии университета», за шесть выпусков успевший снискать признание и в России, и за рубежом. Сегодня это наиболее представительный рейтинг в мире и в России, в котором представлены 1800 университетов из 103 стран, 457 вузов из 81 региона России. Также Союзом ректоров разработаны предложения о международном рейтинге университетов стран БРИКС, первые результаты которого будут представлены на Форуме ректоров университетов стран БРИКС 1718 октября в МГУ.
В интервью «Вестям образования» декан психологического факультета МГУ, академик Российской академии образования Юрий Зинченко рассказывает о перспективах развития российской системы высшего образования после выхода из Болонского процесса, об изменениях в преподавании гуманитарных дисциплин и о новых тенденциях рынка труда на фоне цифровизации, коснувшихся в том числе психологов и педагогов.
– Какие главные вызовы сегодня стоят перед системой высшего образования, на каких проблемах акцентировали внимание участники съезда?
– В соответствии с обозначенными Президентом национальными целями система образования должна способствовать:
- достижению технологического суверенитета и технологического лидерства путём возможности подготовки высококвалифицированных кадров, способных сразу же встраиваться в наукоёмкое производство;
- воспитанию гармонично развитых личностей, ответственно относящихся к себе, своим близким, природе и стране;
- реализации потенциала каждого человека, в том числе возможности создания молодыми людьми собственных инициативных бизнес-решений.
В своём выступлении Виктор Антонович Садовничий предложил конкретные инструменты, с помощью которых система образования могла бы помочь в решении этих задач. А также, что очень важно, отметил консолидированную позицию ректорского корпуса, поэтому можно говорить о том, что РСР является ключевым актором действия по достижению национальных целей.
– Каковы Ваши прогнозы о перспективах развития новой национальной системы образования после выхода из Болонской системы? Сохранится ли магистратура и возможность выбора разных образовательных траекторий для студентов старших курсов? Есть ли риск сокращения числа иностранных студентов вследствие ожидаемых перемен?
– Относительно иностранных студентов – стоит задача, напротив, их увеличения к 2030 году до 500 000 человек, поэтому сокращения точно не будет. Более того, на факультете психологии МГУ мы каждый год наблюдаем рост числа студентов из КНР, стран СНГ.
Выход из Болонской системы требует осмысления и рефлексии лучших традиций российского образования, наработанных практик и современных требований рынка труда. Поэтому сейчас, по итогам эксперимента, будут выработаны наиболее эффективные принципы создания национальной системы.
Уже точно понятно, что образование должно более тесно и адекватно соотноситься с запросами рынка труда, тенденций в экономике, появлением новых профессий. Например, ещё 5 лет назад никто не мог предположить такой колоссальный запрос на data-sceince, а сегодня требования к работе с системами искусственного интеллекта повышаются каждый день. Аналогичная ситуация с БПЛА. Следовательно, вариативность обязательно должна остаться. И магистратура представляется адекватной формой такой тонкой донастройки специалистов.
Например, магистратура по направлению подготовки «Психология» может быть очень полезна при подготовке «штучных» кадров. Так, на факультете психологии мы готовим космических психологов – это единицы, но они уникальные специалисты, а важность их работы сложно переоценить.
К тому же, мы привыкли относиться к магистратуре как к примитивному продолжению бакалавриата. Но магистратура может быть более широким и глубоким способом освоения новой профессии, даже в сравнении с дополнительным образованием. К нам в магистратуру по психологии здоровья или семейному консультированию часто поступают уже имеющие высшее психологическое образование взрослые и осознанные люди, чтобы стать квалифицированными и грамотными психотерапевтами или психологами-консультантами.
– В каких направлениях планируется расширять сотрудничество с университетами Китая и стран БРИКС? Есть ли трудности на этом пути?
– Сотрудничество будет расширяться по всем направлениям – и академическая мобильность, и совместные научные и технологические проекты. Отдельно стоит задача с интеграцией вузов стран БРИКС в систему рейтингования. Существующие трудности, в том числе языковые, преодолимы, но требуют от российской системы образования в целом некоторой переориентации. Например, на факультете психологии уже введены для изучения китайский, японский, португальский языки. И есть запрос на арабский, хинди, вьетнамский.
– В своем докладе Виктор Садовничий сделал акцент на обеспечении научно-технологического суверенитета России и развитии инженерного образования, которое напрямую связано с повышением математического и естественно-научного образования в школе. В феврале 2024 года на заседании Совета РСР были одобрены проекты обновленных концепций математического, химического и биологического образования. В каком направлении, по Вашему мнению, следует совершенствовать преподавание гуманитарных дисциплин?
– Преподавание гуманитарных дисциплин в этом отношении находится в более сложном положении, так как в большей степени должно «работать» и на формирование ценностных ориентаций обучающихся. При этом накопленный с 90-х годов некоторый плюрализм подходов в части философских, социологических концепций требует сейчас достаточно внимательного и осторожного отношения. Работа уже ведётся. Например, Российское психологическое общество совместно с проектом ДНК России, Администрацией Президента уже вышли на «финишную прямую» в части подготовки концепции преподавания психологии для непсихологов, с учётом необходимости трансляции опыта отечественного психологического образования.
– Как Вам видится роль психологического образования в новых условиях? Какие изменения предполагаются в этой сфере в связи с реформой высшего образования?
– Психология вообще и психологическое образование в частности становятся с каждым годом всё более востребованы. Мы это видим по росту числа заявлений поступающих. Конкурс на факультет психологии МГУ растёт с каждым годом и составляет уже более 17 человек на одно бюджетное место. С другой стороны, в связи с СВО, кратно возрос запрос на психологов, готовых работать с бойцами, ветеранами, членами их семей, беженцами и вынужденными переселенцами. А это очень важная и ответственная работа.
И если раньше страна могла себе позволить выпускать многочисленных бакалавров-психологов, которые затем поступали даже в непрофильные магистратуры, то теперь следует пересмотреть контрольные цифры приёма в сторону подготовки большего числа дипломированных специалистов – клинических психологов.
Ещё одним примером востребованности психологов стал запрос на развитие психологических служб вузов. Мы вместе с Минобрнауки ведём эту работу, разрабатываем научно-обоснованные подходы к организации деятельности психологических служб.
– Нуждается ли в реформировании психологическая подготовка педагогов?
– Мир меняется с каждым днём, особенно в части цифровизации. Психологические особенности обучающихся при взаимодействии с этим цифровым миром нужно не просто учитывать, они выходят на первый план эффективности образовательных мероприятий. Поэтому педагогов обязательно необходимо готовить с учётом всех тех изменений, которые претерпевает психика в наш цифровой век. Поэтому киберпсихология и педагогическая психология цифровых пространств – вполне могут занять место обязательных дисциплин при подготовке педагогов различного профиля.