Я как человек, прошедший и через сопротивление родителей, и через противостояние с педсообществом, позволю себе высказать своё мнение.
Первое – родитель всегда прав. Это нормативно так – 63-я (кажется) статья СК. Но это не означает, что вы (или я, или кто-то ещё) всегда должны быть согласны с родителем. Мы разные и имеем право на разные позиции и точки зрения.
Любая претензия родителей к образованию – это по сути своей всегда взаимный (реже – односторонний) обман на входе. Обман нередко не злостный и часто неосознанный, но всё же – обман.
Это решается, как ни странно, абсолютно бюрократическим путём – очень подробным договором, где прописывается всё до мелочей. Я пока не слышал про кого-то, кто это реализовал. Сам очень хотел, но не успел, с одной стороны, с другой – к концу проекта пришёл к модели, где это уже не имеет смысла.
Второе – частично из серии честности – не нужно никогда говорить, что вы (и ваши школы) работаете для каких-то детей. Это создаёт у меня как у родителя заведомую иллюзию. На самом деле это всё равно неправда – вы создали школу для себя, для своих интересов, и в этом нет ничего плохого. Интересы моих детей по гамбургскому счёту вам должны быть безразличны.
Другое дело, что если я как родитель совпадаю с вами в интересах, то тут и получается совпадение, когда мы нужны друг другу.
Только важно совпадение в интересах, а не в декларациях.
Иначе говоря – если я создал школу для амбиций, то совпадать должны амбиции. Если для денег – то деньги. И так далее.
Третье – самый узкий и проблемный момент – педсостав. Тут можно диссертацию написать.
Проблема в том, что (я готов это утверждать) невозможно создать общепонятную и общепринимаемую формулировку понятия «хороший учитель». Отсюда – когда вы нанимаете учителя, вы справедливо исходите из своих представлений о хорошести. А у меня как у родителя они могут быть совершенно другими. Причём тут критерии часто иррациональные.
Могу и в-четвёртых, и в-пятых, но в целом вся проблема в том, что есть противоречие (оно очень важное) между искренней, но часто ложной, декларацией и честной реальностью.
Повторюсь – это ложь чаще всего бессознательная.
Но пока я не знаю ни одного примера, кто бы решился на честные взаимоотношения «школа-учитель-родитель».
Записала Нина Добрынченко-Матусевич