Школьники // Колонка

Домашняя работа: за и против


Домашняя работа: за и против
Фото: childpages.ru

Зарисовка из жизни в одном из российских городов. Идёт мама с двумя дочками, одна дошкольница, другая младшая школьница. Старшая обиженно говорит: «А мне учительница сказала, что в домашней работе у меня ошибки». Мама тревожным голосом спрашивает: «А это в папиной домашней работе или в моей?»

Как сейчас помню себя, протягивающего родителям дневник. Учительница сердилась, если он не подписан, а родители туда сами никогда не заглядывали. А уж домашнюю работу чтобы у меня родители проверяли, я даже представить себе не могу. И у детей мы в семье никогда не проверяли домашние задания. Если только вдруг попросят помощи, что бывало, но не часто. Да и в дневник к дочке или сыну почти не заглядывали.

А сейчас родители внутри семьи вынуждены осваивать компетенции менеджера, руля всем процессом обучения своих детей в школе и контролируя выполнение домашнего задания.

Может быть, при таком подходе дети и освоят программу школы, но вот самостоятельно действовать без подсказки начальника (учитель в школе и родитель дома) вряд ли научатся.

Вот и недовольны работодатели выпускниками школы и вуза: их сотрудники сами без помощи делать ничего не умеют. Быть может, по этой же причине наши школьники более-менее легко справляются с заданиями в международных исследованиях школьных знаний (TIMSS), но затрудняются в их применении, показывая слабые результаты в международных исследованиях (PISA).

Актуальным выглядит предложение губернатора Белгородской области Евгения Савченко о ликвидации домашних заданий. А и правда, для чего они нужны?

Очевидно, что цели у домашних заданий две: во-первых, повторить пройденный учебный материал («повторение – мать учения»), а, во-вторых, научиться работать самостоятельно.

Появление интернета и его всеобщая доступность (телефон всегда с собой) привели к тому, что необходимость помнить множество фактов и закономерностей отпала. Но не следует преувеличивать значение интернета. Он, конечно, хранит много важных и нужных сведений (впрочем, и ненужных тоже), но воспользоваться ими может не любой человек, ведь важно не только правильно оформить запрос, но и выбрать среди предложенных вариантов верный ответ.

Так, например, если к слову «кристалл» не добавить слова «словарь» или «природное тело», то мы найдём лишь сайты коммерческих предприятий и других организаций с таким названием. Получается, по-настоящему воспользоваться интернетом может лишь человек, у которого в голове сложилась хоть и элементарная, но целостная система знаний. Интуитивно он знает, что нужно искать, и ищет уточнения деталей, точности формулировок и т.п.

В любом случае благодаря интернету повторять все знания так часто, как раньше, теперь не нужно, а важнейшие основы устройства мира можно усвоить на уроках.

Только не забывать связывать новые знания с прежними, например, задавая вопросы на актуализацию знаний, позволяющих связывать изученные темы с новой. Так что можно подумать если не об отказе, то по крайней мере о сокращении домашних заданий.

Но ведь у домашних заданий есть и вторая цель – обучение самостоятельной работе и самостоятельному применению знаний. Евгений Савченко предлагает сделать школу полного дня и выполнять домашние задания под руководством учителя.

Предложение губернатора можно просто назвать увеличением количества уроков, ведь выполнение домашних заданий в группе продлённого дня под руководством учителя – это по сути дополнительные уроки.

Мне кажется, что решать проблему нужно иначе.

В первую очередь, нужно резко сократить время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий. Ведь у них теперь другая важнейшая функция – обучение самостоятельной работе без помощи учителя (и родителя в роли учителя!). Да и задания должны быть интересны, чтобы мотивировать школьника на самостоятельную работу. Как вариант, школьнику можно дать возможность сделать домашнее задание из предложенных на выбор вариантов, ведь выполнять дело, которое ты сам выбрал, всегда приятнее. Этот подход характерен для развивающего образования. При этом в процессе выбора многие дети попробуют «на зуб» разные задания, прежде чем сделать окончательный выбор. Так что большинство школьников не ограничатся минимумом, но это будет их свободный выбор.

А ещё нам нужно научить детей планировать свою жизнь. Поэтому домашние задания нужно давать заранее, четко оговорив, в какой период их нужно сделать. Чтобы, например, освободить вечер, когда придут гости, сделать всё заранее перед посещением занятия кружка.

Обычные домашние задания, которые задают учителя, как правило, на завтра, не смогут научить детей такому важному умению, как планирование своей деятельности.

И, конечно, нужно объяснять родителям, что такое домашнее задание и какова в нём роль самостоятельности детей. Пусть мама и папа поинтересуются, как обстоят дела у их ребёнка, что ему удаётся, что нет. Можно посоветовать в крайнем случае проверить домашнюю работу, но не сидеть рядом, контролируя каждый шаг. Чем самостоятельнее будут дети выполнять домашние задания, тем успешнее они станут в будущем, когда им потребуются другие знания и умения, которые им придётся осваивать самим и уже без помощи родителей.



Новости





























































Поделиться