Ольга Валентиновна Кузнецова. Что в ней особенного?
Абсолютно всё! Это человек, который посвятил свою жизнь нашему классу.
Любили ли мы её, относились ли мы к ней с уважением? Я думаю – да. Но иногда нас, как любых детей, заносило. Мы за глаза называли Ольгу Валентиновну – «Валентинка». Она знала об этом и на очередной день Святого Валентина вышла к нам и так и сказала: «Я – ваша Валентинка, и я дарю себя вам». И подарила.
С первого по одиннадцатый класс она сопровождала нас в горе и в радости.
Что ещё особенного в этом человеке? Мне кажется, Ольга Валентиновна, работая с нами в школе, сильно опережала время. Уроки геометрии, например, у нас проходили по системе семинаров и лекций. Таким образом она готовила нас к университетскому будущему.
Ольга Валентиновна постоянно рассказывала нам различные мотивирующие истории из практической жизни, а еще использовала, как бы сейчас это назвали, «коуч-приёмы». Например, она протягивала ручку со словами: «Попытайся взять ручку». Конечно, ребенок тянул руку, но она останавливала его и говорила: «Нет, ты её берёшь, а ты попытайся». Таким образом мы должны были понять, что варианта «попытаться» нет; можно либо сделать, либо не сделать.
Также у нас на уроках была целая система жестов, которые мы показывали пальцами. Был знак вопроса – это означало, что у нас есть вопрос. Был знак «ловушка». Когда кто-то видел в примере на доске ловушку, он мог показать этот знак и рассказать, в чём здесь дело. Был знак «крючок» – его показывали, когда были согласны с предыдущим оратором и «прицеплялись» к его мнению. Таким образом значительно повышалась вовлечённость детей на уроках.
Ольга Валентиновна основала в школе клуб под названием «КВМ» – «Клуб Весёлых Математиков». Мы собирались и решали какие-то задачи, какие – уже не помню. Понимали ли мы тогда, что нас воспитывает человек, опережающий свое время, человек, который живёт своим делом? Думаю – нет. Нам просто казалось происходящее странным, отличным от нормы.
В 9-м классе, когда нам предстояло выбрать будущую профессию, наш классный руководитель предложила каждому из нас вариант места, куда бы мы могли пойти, чтобы познакомиться с будущей профессией.
Во всех этих местах работали знакомые Ольги Валентиновны. Например, мы с несколькими ребятами провели целую ночь в студии звукозаписи и записали свою первую песню.
Всего уже и не вспомнить, но я понимаю, что за десять лет были применены сотни разных приемов, чтобы нас заинтересовать и развить.
Ольга Валентиновна также вела уроки информатики и отвечала за компьютерные технологии.
Когда она увольнялась из школы и уезжала в Москву, уже после того как мы закончили школу, она предложила администрации школы продолжать работать удаленно. Администрация этого предложения не оценила, ей оно показалось абсурдным, и с работой в школе Ольга Валентиновна завязала, а жаль.
На самом деле немного обидно, что многое из того, что нам давал тогда наш классный руководитель, тогда считалось странным, а сейчас, в наше время, считается нормой. Сейчас во многих школах сдвоенные уроки называют парами, они делятся на лекции и семинары. Существуют проекты профессионального обучения без границ, множество людей по всему миру работают удалённо – и так далее, и тому подобное.
То, что было тогда странно, сейчас – норма.
Хочется вернуться в то время и впитать всё заново с особой жадностью, потому что это была настоящая подготовка к сегодняшнему дню. Я сам сейчас веду уроки проектной деятельности в школе и, судя по реакции детей, многое из того, что я говорю, для них представляется чем-то фантастическим, странным и не имеющим к жизни никакого отношения; но через десять лет они будут заниматься именно этим.
Как актуализировать эти знания и навыки уже сейчас, чтобы дети были максимально эффективными в будущем? Или такова судьба учителей – казаться странными, непонятными и потом через десятки лет быть отблагодаренными в подобных статьях? Пока не ясно, но, похоже, я сам превратился в своего классного руководителя и нисколько об этом не жалею.
Спасибо, Ольга Валентиновна!