Есть задачи, решая которые, можно быстро постигнуть многие вещи. Сегодня расскажу об одной из них, а вы попробуете ее решить (она ниже).
Я вспомнила о ней, когда моей двенадцатилетней дочке дали в школе задание подготовить проект по треугольникам.
Я предложила ей пересчитать все имеющиеся на картинке треугольники за 15 минут и пообещала приз за правильный результат.
Меня очень порадовало, как быстро дочка перешла с бессистемного подсчета на деление по группам и стала использовать умножение. И хотя правильный ответ она за отведенные 15 минут так и не получила, я теперь спокойна, что мыслить самостоятельно она умеет.
Эту задачу дочка тут же показала старшему брату, и он тоже с удовольствием считал треугольники, и к результату правильному они вместе все же пришли. А во время подсчета сыну даже удалось научить сестру каким-то математическим и логическим ходам.
Более того, зарядившись таким с виду простым, а на самом деле интересным заданием, сын рассказал дочке множество интереснейших вещей о треугольниках. Таких, что и нам с мужем было интересно послушать. В итоге разговор о треугольниках и четырехугольниках продолжался весь вечер. Мы не забыли и о частях, и о симметрии, и о выпуклости, и о подобии фигур. Мы говорили о разных видах и свойствах треугольников, и о разных углах зрения, и даже о пирамиде потребностей по Маслоу.
Одним словом, благодаря одной простой задаче мы всей семьей приятно и с пользой провели время.
Вот только в результате дочка задала мне вопрос, на который я не нашлась что ответить:
«Мама, нам говорят в школе о треугольниках уже несколько лет, и это сплошная скука для меня. Я никогда не думала, что узнавать про треугольники и их свойства может быть так интересно. Почему нам в школе не дают такие задачи?»
Итак, задача.
Сколько треугольников изображено на этой фигуре?
Отлично, если вы сможете уложиться в 10 минут. Готовы? Тогда приступайте к подсчету!
Запишите получившееся число. Уверены? Подумайте еще 5 минут. Снова запишите число найденных треугольников. Можно заодно и в комментариях к тексту.
Попробуйте предложить эту задачу своим детям. Пока вы сами не уверены, является ли ваш ответ правильным (хотя, возможно, и уверены!), считать можно вместе с детьми, это еще интереснее.
Но мы обязательно опубликуем правильный ответ в комментариях.
Узнав эту простейшую на первый взгляд задачку много лет назад, я использовала ее с неизменным успехом в самых разных ситуациях и с разными целями.
На бизнес-тренингах на примере этой задачки я доказывала участникам, как сильно результат зависит от уровня внимания и умения сосредотачиваться. В гостях я предлагала выполнить это задание, чтобы утихомирить разбушевавшихся детей или занять заскучавших подростков.
Несколько раз я давала ее в разных компаниях друзей и знакомых и с удовольствием наблюдала, как взрослые люди спорят и негодуют, будучи не в состоянии пересчитать объекты в пределах 100.
А мой друг, работающий в крупной интернациональной компании в Бельгии, отбирая сотрудников для своего отдела, дает эту задачку на собеседовании. Его цель – посмотреть, как потенциальные сотрудники подходят к решению этой задачи, как ведут себя в процессе и что говорят.
Кстати, он мне рассказал, что можно предложить пересчитать четырехугольники (не забывая про существование вогнутых). Но лучше даже не пытаться это сделать, так как четырехугольников здесь очень много, а их пересчитать может согласиться лишь очень самоуверенный человек! А вот вопрос о вогнутых четырехугольниках мне очень понравился. Честно говоря, я не помнила, что такое вогнутый (то есть невыпуклый) четырехугольник. А когда друг мне напомнил, то так и не смогла его найти в этой фигуре. Но горжусь, что мой сын смог. Причем здесь есть не один вогнутый (невыпуклый) четырехугольник.