Cоциология образования // Статья

Если шанс не обнаруживается сам по себе, его нужно изобрести!

Две модели биографического проектирования

Если шанс не обнаруживается сам по себе, его нужно изобрести!
Фото: f10.pmo.ee

Быстрые изменения и высокий уровень неопределенности превращают жизненный выбор в длительный процесс, требующий определённых ценностей и компетенций. Профориентационные эксперименты и многочисленные пробы, которые на первый взгляд представляются слишком рискованными и неоправданными (а как же ЕГЭ? а армия? а предсказуемое будущее?), при другой оптике проявляют свой стратегический потенциал.

Ценности самореализации и стремления состояться как личность, приоритетные для поколения Z, требуют от его представителей быть авторами собственных биографических проектов.

И такое авторство требует от них, прежде всего, выбора модели своего профориентационного поведения.

Чем выше неопределенность и непредсказуемость влияния различных факторов на развитие ситуации, тем более важную роль в её развитии начинает играть шанс.

Трудолюбия, терпения и упорства часто бывает недостаточно для достижения успеха, и решающей становится способность использовать существующие возможности для выигрыша в конкурентной гонке. И если шанс как условие достижения успеха не обнаруживается сам по себе, его нужно «изобрести». Следуя этой логике, социолог Александр Согомонов пришел к выводу, что «установка на изобретение шанса может … превратиться в систематическую и методическую науку биографического проектирования».

Получается, что регулярное производство шансов становится ключевой компетенцией для успешной профориентации и основой формирования индивидуальной траектории.

Его исходный посыл можно взять у Брента Бауэрса в книге «Восемь принципов успешных предпринимателей», и он заключается в умении видеть новые возможности, в том числе в неудачах, и использовать их. Увидев новые возможности, человек решается или не решается попытаться их реализовать, и это, как правило, связано с риском. Здесь оценивающий свои приоритеты и ресурсы при выборе нового кружка или подготовке к участию в олимпиаде подросток может приравниваться к предпринимателю, определяющему следующий шаг в развитии своего бизнеса. Он тем самым проектирует свой успех, понимая, что он может и не наступить (кружок не даст нужных компетенций, а результаты олимпиады не помогут поступить в выбранный вуз). Его задача – осознать результат и следствия своего выбора, а также разглядеть новые возможности в поменявшей конфигурацию ситуации развития.

В основе производства шансов лежат не только ценности и личные качества действующего. Принятие решений требует информации о тех реальных социальных возможностях, в которых развивается биографический проект. Знания о перспективных потребностях рынка труда и ожиданиях работодателей необходимы для формирования личных планов, а определение путей достижения успеха нуждается в доступной информации об образовательных услугах. Такая информация становится не только основанием для соотнесения собственных и средовых возможностей, но и топливом для производства новых шансов в процессе профориентации и биографического проектирования.

Эта, по сути, предпринимательская позиция наделяет автора собственного биографического проекта существенной ответственностью и поэтому может казаться непривлекательной. Альтернативой такому авторству является перенос локуса контроля и ответственности за происходящее вовне – на родителей, общество, государство. Тогда логика проекта сменяется логикой случая, спроектированная и осознанная ситуация – существующей или возникшей под действием внешних обстоятельств, а на смену производству шансов приходит их потребление.



Новости





























































Поделиться