Дети еще не умеют как следует притворяться, не усложняют и не замыливают правду умствованиями, как это часто делают взрослые. Поэтому все внутренние процессы у них очень прозрачны. И самое поразительное – задолго до подросткового возраста дети начинают выбирать свои ценности, неосознанно намечая будущий жизненный путь, и обладают в этом определенной свободой.
Мне хочется предложить пару небольших иллюстраций на эту тему.
Есть у меня две маленькие клиентки. Обеим по восемь лет.
Одна с большим травматическим опытом и периодическим насилием в настоящем. Привели ее с серьезными проблемами в поведении и психосоматикой. Казалось бы, она имеет массу оснований ненавидеть и обвинять весь мир.
Другая девочка выросла в семье, где ее уважают, с ней считаются и балуют, но долго не ставили нормальных границ. Косяки семьи во многом нивелированы продолжительной терапией. Устав от стервозного характера и распущенности девочки, родители поменяли свое поведение и стали построже. Ей это, конечно, не понравилось. Сначала она в терапии пыталась найти способ переломить ситуацию. А не найдя, стала оттягиваться на одноклассницах.
С первой девочкой-травматиком мы работали на последней сессии по классической схеме. Мир хороших счастливых зверушек, злодеи-завистники, маленький испуганный котенок, которого похищают злодеи, защитники, поиск слабых мест злодеев и заслуженное наказание. И вот сидят в клетке Пират, Халк и Малефисента. То есть наши многократно опозоренные и поверженные враги. А сторожит их всех зеленая сороконожка, я за нее. Сороконожкой быть скучно, и я просунула одно усико через решетку и стала покусывать злодеев. И тут же с опозданием сообразила, что это неудачная интервенция. Потому что это было лишним в тот момент, и именно так может начаться «застревание в мести» и дальнейшие проблемы характера.
Девочка посмотрела на меня внимательно, обдумала и серьезно сказала: «Не надо их кусать, достаточно того, что они сидят в клетке».
Такая чувствительность и честность маленькой девочки вызвали у меня большое уважение.
И вторая девочка, «вредная», недавно начала консультацию со слов:
– Сегодня мы будем делать «Книгу зла»! В ней будет говориться о том, что такое зло и как нельзя поступать.
В процессе создания название изменилось, и у нас получилась «Книга добра и книга зла». Две части названия разделялись большим крестиком, что означало несовместимость одного с другим. Все придумывал ребенок, я только помогала развивать идеи! Сначала книга рассказывала о том, как нельзя, а как следует относиться к людям. Например, «нельзя обижать человека до оскорбления». А заканчивалась она чудесным гимном природе. Было очень интересно наблюдать, немного помогая, как ребенок тщательно подбирает слова, чтобы выразить очень сложное глубокое переживание. Это переживание – живая сильная связь с природой, которая несовместима с борьбой за власть и хронической местью. Так что в «Книге добра и книге зла» это стихотворение оказалось удивительно на своем месте. Оно мне так понравилось, что хочется поделиться им с вами.
«Природа – это чудо,
В ней есть закат, рассвет.
И все это – радость.
А зла в ней нет и нет».
Группа «Простая сложная психология»