Елена Дмитриева – мать троих детей, каждый из которых является подающим надежды математиком. Старшая – Маша – уже перешла на второй курс факультета математики Высшей школы экономики.
Еще будучи ученицей физико-математического Лицея «Вторая школа» (как и ее младшие брат и сестра), она стала:
- абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников,
- абсолютным победителем и обладателем золотой медали V Европейской математической олимпиады для девушек,
- обладателем золотой медали Всекитайской олимпиады для девушек,
- обладателем диплома I степени LXXVIII Московской математической олимпиады...
Продолжать можно долго. А сын Ваня, перешедший сейчас в 10-й класс, в этом году стал призером Всероссийской олимпиады школьников по математике. Не отстает от них и младшая сестра – семиклассница «Второй школы» Аня.
Елена Дмитриева с мужем
Главное – общая атмосфера школы
– У вас трое детей, которые достигли потрясающих результатов в олимпиадах. Какой ценой это достигается? Какую роль в этом играет Лицей «Вторая школа»?
– «Вторая школа» сыграла в этом решающую роль. Потому что только учебные заведения подобного уровня могут дать базу, позволяющую выйти на такие рубежи. Если посмотреть список детей, которые становятся призерами и победителями Всеросса (даже тех, кто «просто» выходит на заключительный ее этап), то детей из нематематических школ мы там почти не встретим, это большая редкость.
– Вы считаете, что учиться в специализированной математической школе необходимо для развития способностей ребенка?
– Думаю, что да. Такому развитию помогает общая атмосфера школы. Вот простой пример. Где-то год назад я забирала Ваню и его друга из тренировочного лагеря Московской команды математиков, чтобы везти в Питер.
Мы ехали из Истры, дорога до Москвы заняла полтора-два часа. И все это время они обсуждали задачи. Их никто не заставлял: они могли уткнуться в телефоны, могли поговорить о музыке, о девушках (я их никак не стесняла).
Но они обсуждали задачи потому, что это их волновало. Погружение в математику на двухнедельных сборах произвело такой эффект. И то же самое – учеба в школе. Они там просаливаются математикой.
– Просаливаются?
– Наш любимый учитель математики Сергей Иванович Васянин на первом родительском собрании привел очень яркую аналогию про огурцы, которые, если положить их в рассол и не вынуть раньше времени, обязательно просолятся. В этом смысл хорошей математической школы. Там подготовлен рассол, в который дети попадают и, если их оттуда не извлекать, то рано или поздно все просаливаются.
Все началось с первого класса
– Когда начались Ванины успехи?
– Мы отдали Ваню в языковую школу рядом с домом. У него была потрясающая первая учительница – Галина Васильевна Смирнова. Она его воодушевила быть смелым, уверенным в себе, убедила в необходимости выступать на людях. Считала, что он должен участвовать в различных конкурсах проектных работ, и Ваня начал уверенно делать доклады.
В первом классе он защитил проект «Умный будильник». Работа заключалась в исследовании связи между фазами сна, правильным временем пробуждения и движениями во сне.
В этот проект много сил вложил Ванин дедушка (это была именно его инициатива окунуться в такую работу). Нам казалось, что рановато и тяжело, но он настаивал. И в итоге результат оказался блестящим.
Я считаю, что основы уверенности в себе, такие важные для человека, были приобретены именно благодаря первой учительнице.
– Он был один такой в вашем, тогда первом, классе?
– Нет, у нас было много сильных детей. Ванин приятель, с которым он дружил с первого класса, узнав, что тот поступает во «Вторую школу», сделал нечеловеческий рывок и, подготовившись за два-три месяца, поступил туда тоже. Теперь они успешно учатся в одном классе.
– Когда начались первые Ванины олимпиады?
– Кажется, уже в 5-м классе он что-то начал выигрывать. Хорошо выступил на Уральском математическом турнире, по-моему, у него было третье место в личном зачете, в 7-м классе было первое место в Турнире Архимеда, была победа в московской устной олимпиаде...
Иван с сестрой Машей
Во многом первые достижения появились благодаря тому, что, начиная с 4-го класса, Ваня ходил в кружок «Второй школы».
Старшая, Маша, его всячески воодушевляла: он приходил домой с задачами, которые они обсуждали. Помню, Маша ему что-то объясняет, потом обнимает и говорит: «Ванечка, ты тоже видишь, какая это красота!».
– А в 9-м классе Ваня стал призером Всеросса по математике и может быть зачислен вне конкурса в любой самый сильный вуз страны. Какие планы у него на будущее?
– Он хочет попробовать программирование. С огромным интересом занимается физикой (в лицее очень сильная кафедра физики и интереснейшая программа), ездил на Международную олимпиаду по экспериментальной физике в прошлом году, вернулся с бронзой.
К тому же в школе есть еще два часа в неделю элективных курсов: можно выбирать между биоинженерией, экономикой, физическим практикумом. И Ваня на перепутье: хочется и физический практикум, и экономику. Это такая попытка профориентации. А еще он интересуется историей.
– Много таких разносторонне развитых детей?
– Мне кажется, что это все, кто поступает во «Вторую школу». По крайней мере, среди друзей моих детей. Они учат языки, любят путешествовать, много читают, слушают музыку, ходят в театры. У них очень интересная жизнь.
В пять лет – всего Жюля Верна
– Чем еще увлекается Ваня?
– Ваня всегда с удовольствием и помногу читал. Он очень любил исторические, приключенческие романы.
В 5 лет, вслед за восьмилетней Машей, Ваня прочитал Собрание сочинений Жюля Верна.
Он всегда любил музыку, с удовольствием ходит на концерты.
– А какую музыку он любит?
– Русский рок и бардов: Высоцкого, «Аквариум», «Наутилус». Он никогда не занимался музыкой, но в этом году выразил желание учиться играть на гитаре. Времени ходить к педагогу у него нет, поэтому учится самостоятельно.
– А старшая, Маша, смотрит для релакса фильмы на английском и французском, как я узнала…
– Да, французский язык у нее – любимый. Этим летом Маша училась в международной летней математической школе одного из лучших европейских вузов – École normale supérieure. Обучение было, правда, на английском, но все-таки Маша жила в Париже, в общежитии. И французский оказался очень востребованным.
– А откуда Маша его знает?
– До 6-го класса она училась в той же школе, в которую потом пошел Ваня – 1272-й. Там было два языка – английский и французский. Ваня учился там же с первого по пятый классы.
Стать учителем или писателем?
– Давайте расскажем о третьем Вашем ребенке – младшей Ане.
– Аня всего лишь перешла в 7-й класс «Второй школы» и занимается в классе у Сергея Ивановича Васянина – потрясающего учителя математики, у него училась Маша, учится Ваня. Мы так хотели к нему, что Аня, поступая в школу, перепрыгнула через класс. Ей очень нравится математика и, по-моему, она подумывает стать учителем.
– Почему вы так считаете?
– Этим летом мы вместе с Машиным одноклассником делали интернет-проект: он составил серию задач для младших школьников, нужно было решать по пять в неделю.
Мы создали группу в соцсетях, где регулярно выкладывали задачи, Аня осуществляла их проверку, подбадривала детей. Ей нравится объяснять.
– Какие у нее успехи?
– Олимпиад еще особых нет (они начинаются позже), но она с удовольствием учится. А еще в прошлом году занималась в школе писательского мастерства.
– То есть, помимо того что она учится во «Второй школе», она еще и пишет прозу?
–Да, и я очень хочу, чтобы Аня читала больше классики.
– А она не читает?
– Читает.
Иногда мы всей семьей читаем вслух, мой папа изумительно читает внукам Пушкина, Толстого, Булгакова.
– Чего же вы хотите?
– Хочу, чтобы любовь к фэнтези сменилась более серьезным увлечением.
– Интерес к фэнтези – очень в духе времени!
– Согласна, и мне очень интересно, куда это вырулит, как совместится с учебой.
Все-таки занятия олимпиадами требуют огромных физических и душевных сил. Ане очень нравится математика и учеба во «Второй школе», но все это лето она писала рассказы.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова