– Ваня, у тебя масса достижений в олимпиадной математике. Это и диплом призера Всероссийской олимпиады школьников, и диплом первой степени 15-го Турнира Архимеда, и первый диплом устной городской олимпиады по математике... Как объяснить гуманитарию, что такое математика? Почему это интересно?
– Математика не сдерживается вообще никакими рамками, в то время как большинство наук связаны правилами реального мира. Если в физике выпустить из рук яблоко, оно обязательно должно упасть на землю. Физика является применением математики в реальном мире.
Но на самом деле математика применима и в науках, которые, на первый взгляд, очень слабо к ней относятся. Например, в «обществознании», которое и наукой-то назвать сложно, но предмет в школе такой есть.
Взаимодействие людей в обществе тоже можно описать некоторой математической моделью.
Например, есть такая известная математическая задача – «Дилемма заключенного», фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Предполагается, что игрок («заключенный») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других. И это доказывается математическими методами.
Но математика прекрасна и как просто абстрактная вещь. Смотришь на некоторую абстракцию, и она удивительно красива.
– Если бы не математика, чем бы ты мог заниматься еще?
– Наверное, я все равно бы занимался олимпиадным движением, но по каким-то другим предметам: по физике, экономике, информатике, может, по истории.
– Я знаю, что ты увлекаешься историей и писал проект по Ржевской битве (Ржевскому котлу окружения) – ужасному событию Второй мировой войны.
– В нашей школе каждый восьмиклассник должен подготовить годовой проект и его защитить. Я выбрал историю Ржевского выступа. Потому что это очень важное событие в истории войны, но освещенное непропорционально своему значению. В Ржевской битве погибло огромное количество людей.
– Дело в том, что я в школе тоже писала сочинение про это. Оно называлось «Я убит подо Ржевом», и тогда читала главы из воспоминаний Жукова. Я тогда сделала вывод о том, что это окружение и бесчисленные жертвы, пленные не были оправданы. Создание ситуации окружения было политическим решением. Как я понимаю, тебя заинтересовало то же самое?
– Наверное, да. Когда читаешь воспоминания людей, бывших на Ржевском выступе, приходишь в ужас. Я выбрал эту битву потому, что мне захотелось рассказать учителям и одноклассникам об этом.
Я сравнивал то, что было об этом написано в «Воспоминаниях и размышлениях» Жукова и в боевых журналах, где можно увидеть, какие приказы тогда поступали и какие решения принял Командующий армии.
Боевые журналы очень плохо согласуются с тем, что написано у Жукова. Как будто это две разные операции. В итоге: боевым журналам верить можно, а Жукову – нет.
– То есть ты интересуешься совсем разными вещами…
– Ну все-таки это нечто околоматематическое и околоисторическое. Направленности всего две.
– Насколько математика помогает в осмыслении таких вещей?
– Занятия математикой вырабатывают некоторые личностные качества, которые помогают примерно везде. Это умение мыслить логически, структурировать материал, пытаться относиться критически к тому, что ты сделал.
– Что для тебя важнее: то, что ты попал во «Вторую школу», друзья, семья? Или все вместе?
– Я не могу выделить что-то одно. Я оказался в правильном месте среди правильных людей. И в правильное время. Все так сложилось, а могло и не сложиться.
– Я так понимаю, что у тебя была хорошая первая школа, в которой ты учился до 6-го класса?
– Она была обычной. К ней был приписан наш дом.
В любой школе есть хорошие учителя, а есть плохие. Мне повезло: у меня была очень хорошая первая учительница. Из четырех учителей параллели мне попалась именно она.
Самое главное – попасть в правильный поток. Потом, мне повезло, что моя семья привела меня во Вторую школу, а в ней оказались прекрасные учителя (хотя других там и быть не могло).
Мне повезло оказаться среди правильных одноклассников, и мы вместе идем к успеху. Ведь если одному ходить на любой кружок, будет очень сложно. Потому что возникает вопросы: а нужно ли это тебе? А когда на этот кружок ходит 10 человек, то, несмотря на то что ты возвращаешься домой в 9 вечера, такого вопроса не возникает.
– Ты считаешь, что нужно обязательно учиться в специализированной математической школе или кому-то достаточно заниматься в математическом кружке (сейчас есть «Кружки от чемпионов», в которых работают студенты – победители и призеры олимпиад)?
– Идея небольших математических кружков – очень правильная. Но есть школьники, которые достигают невероятных результатов и без кружков. В моей параллели сейчас есть двое ребят, которые показывают самые высокие результаты в России. Так вот, один из них – из Новосибирска, а другой – из Астраханской области. У них вообще нет преподавателей олимпиадной математики. Они сделали это самостоятельно.
Например, Тимофей Ковалев из Астраханской области, он на голову сильнее меня и многих других. Он был четвертым в отборе на международную олимпиаду (еще до финала Всеросса). Обходил всех, кроме трех десятиклассников и одного одиннадцатиклассника. Он всего добился сам. Просто читал книги.
Сейчас в Москве печатается огромное количество математических книг, по которым все можно сделать самому. Изучить какую-нибудь «Геометрию в картинках» Акопяна – и никаких проблем в олимпиадной геометрии.
– Насколько тебе важна среда единомышленников? Для тебя это важно?
– Для меня среда – это главная причина моих достижений. Но есть примеры, когда люди и без среды справляются.
– Ситуация конкуренции тебе не мешает?
– Конкуренция есть всегда. Мне это, наоборот, очень помогает: все могут, а ты что – хуже, что ли?
– Каким ты видишь свое будущее? Россия или заграница?
– Я не делю весь мир на Россию и заграницу. Где получится, там и получится.
– МГУ, Физтех или Вышка?
– Пока Вышка. Но еще есть время.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова