Воспитание // Тема дня

Иван Дмитриев: «Мне повезло оказаться среди правильных одноклассников, и мы вместе идем к успеху»

У десятиклассника знаменитой московской «Второй школы» Ивана Дмитриева, призера Всероссийской олимпиады школьников по математике этого года, мы решили спросить: что для него математика, чем она помогает в осмыслении окружающей действительности? И еще: обязательно ли учиться в специализированной школе, чтобы достичь высоких результатов?
  • 3 сентября 2018

Иван Дмитриев: «Мне повезло оказаться среди правильных одноклассников, и мы вместе идем к успеху»

Ваня, у тебя масса достижений в олимпиадной математике. Это и диплом призера Всероссийской олимпиады школьников, и диплом первой степени 15-го Турнира Архимеда, и первый диплом устной городской олимпиады по математике... Как объяснить гуманитарию, что такое математика? Почему это интересно?

Математика не сдерживается вообще никакими рамками, в то время как большинство наук связаны правилами реального мира. Если в физике выпустить из рук яблоко, оно обязательно должно упасть на землю. Физика является применением математики в реальном мире.

Но на самом деле математика применима и в науках, которые, на первый взгляд, очень слабо к ней относятся. Например, в «обществознании», которое и наукой-то назвать сложно, но предмет в школе такой есть.

Взаимодействие людей в обществе тоже можно описать некоторой математической моделью.

Например, есть такая известная математическая задача – «Дилемма заключенного», фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Предполагается, что игрок («заключенный») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других. И это доказывается математическими методами.

Но математика прекрасна и как просто абстрактная вещь. Смотришь на некоторую абстракцию, и она удивительно красива.

Если бы не математика, чем бы ты мог заниматься еще?

Наверное, я все равно бы занимался олимпиадным движением, но по каким-то другим предметам: по физике, экономике, информатике, может, по истории.

Я знаю, что ты увлекаешься историей и писал проект по Ржевской битве (Ржевскому котлу окружения) – ужасному событию Второй мировой войны.

В нашей школе каждый восьмиклассник должен подготовить годовой проект и его защитить. Я выбрал историю Ржевского выступа. Потому что это очень важное событие в истории войны, но освещенное непропорционально своему значению. В Ржевской битве погибло огромное количество людей.

Дело в том, что я в школе тоже писала сочинение про это. Оно называлось «Я убит подо Ржевом», и тогда читала главы из воспоминаний Жукова. Я тогда сделала вывод о том, что это окружение и бесчисленные жертвы, пленные не были оправданы. Создание ситуации окружения было политическим решением. Как я понимаю, тебя заинтересовало то же самое?

Наверное, да. Когда читаешь воспоминания людей, бывших на Ржевском выступе, приходишь в ужас. Я выбрал эту битву потому, что мне захотелось рассказать учителям и одноклассникам об этом.

Я сравнивал то, что было об этом написано в «Воспоминаниях и размышлениях» Жукова и в боевых журналах, где можно увидеть, какие приказы тогда поступали и какие решения принял Командующий армии.

Боевые журналы очень плохо согласуются с тем, что написано у Жукова. Как будто это две разные операции. В итоге: боевым журналам верить можно, а Жукову – нет.

То есть ты интересуешься совсем разными вещами…

Ну все-таки это нечто околоматематическое и околоисторическое. Направленности всего две.

Насколько математика помогает в осмыслении таких вещей?

Занятия математикой вырабатывают некоторые личностные качества, которые помогают примерно везде. Это умение мыслить логически, структурировать материал, пытаться относиться критически к тому, что ты сделал.

Что для тебя важнее: то, что ты попал во «Вторую школу», друзья, семья? Или все вместе?

Я не могу выделить что-то одно. Я оказался в правильном месте среди правильных людей. И в правильное время. Все так сложилось, а могло и не сложиться.

Я так понимаю, что у тебя была хорошая первая школа, в которой ты учился до 6-го класса?

Она была обычной. К ней был приписан наш дом.

В любой школе есть хорошие учителя, а есть плохие. Мне повезло: у меня была очень хорошая первая учительница. Из четырех учителей параллели мне попалась именно она.

Самое главное – попасть в правильный поток. Потом, мне повезло, что моя семья привела меня во Вторую школу, а в ней оказались прекрасные учителя (хотя других там и быть не могло).

Мне повезло оказаться среди правильных одноклассников, и мы вместе идем к успеху. Ведь если одному ходить на любой кружок, будет очень сложно. Потому что возникает вопросы: а нужно ли это тебе? А когда на этот кружок ходит 10 человек, то, несмотря на то что ты возвращаешься домой в 9 вечера, такого вопроса не возникает.

Ты считаешь, что нужно обязательно учиться в специализированной математической школе или кому-то достаточно заниматься в математическом кружке (сейчас есть «Кружки от чемпионов», в которых работают студенты – победители и призеры олимпиад)?

Идея небольших математических кружков – очень правильная. Но есть школьники, которые достигают невероятных результатов и без кружков. В моей параллели сейчас есть двое ребят, которые показывают самые высокие результаты в России. Так вот, один из них – из Новосибирска, а другой – из Астраханской области. У них вообще нет преподавателей олимпиадной математики. Они сделали это самостоятельно.

Например, Тимофей Ковалев из Астраханской области, он на голову сильнее меня и многих других. Он был четвертым в отборе на международную олимпиаду (еще до финала Всеросса). Обходил всех, кроме трех десятиклассников и одного одиннадцатиклассника. Он всего добился сам. Просто читал книги.

Сейчас в Москве печатается огромное количество математических книг, по которым все можно сделать самому. Изучить какую-нибудь «Геометрию в картинках» Акопяна – и никаких проблем в олимпиадной геометрии.

Насколько тебе важна среда единомышленников? Для тебя это важно?

Для меня среда – это главная причина моих достижений. Но есть примеры, когда люди и без среды справляются.

Ситуация конкуренции тебе не мешает?

Конкуренция есть всегда. Мне это, наоборот, очень помогает: все могут, а ты что – хуже, что ли?

Каким ты видишь свое будущее? Россия или заграница?

Я не делю весь мир на Россию и заграницу. Где получится, там и получится.

МГУ, Физтех или Вышка?

Пока Вышка. Но еще есть время.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться