Без рубрики // Рецензия

Полеты с Марком Шагалом и Сергеем Юрским

Спектакль о творчестве и буднях великого человека. Три причины сходить на него старшеклассникам...

Полеты с Марком Шагалом и Сергеем Юрским
Фото: gazetastrela.ru

Личности великих людей всегда привлекали внимание драматургов и режиссеров. Спектакль «Полеты с ангелом. Шагал», поставленный Сергеем Юрским по пьесе Зиновия Сагалова, посвящен величайшему художнику ХХ века Марку Шагалу.

Несмотря на то что премьера спектакля состоялась в 2013 году, в залах – неизменные аншлаги, на каких бы сценических площадках ни проходили «Полеты с ангелом» – в Театре им. Ермоловой или Театре им. Моссовета, где их можно увидеть сейчас.

Востребованность этого спектакля объясняется разными факторами: громкими именами исполнителей – Сергея Юрского и Натальи Теняковой, и, безусловно, интересом к творчеству Шагала, и восторженными отзывами зрителей в Интернете.

Как признавался в своих интервью Сергей Юрский, эта постановка оказалась для него самой сложной из всех его режиссерских работ. Подготовительный этап длился в течение двух лет.

Сергей Юрьевич выступил не только в качестве режиссера, но также исполнителя нескольких ролей, включая главную – Марка Шагала.

Долгая (98 лет) и трудная жизнь гениального живописца показана как череда ярких вспышек-воспоминаний:

  • о нищем детстве в белорусском Витебске, который он изобразил на своих полотнах;
  • о богемном Париже начала прошлого столетия, где юный Марк оказался в кругу известных поэтов и художников, не примкнув ни к одной группе и оставшись самим собой;
  • о революционных буднях в России, в которых он так и не нашел своего места.

Потом было изгнание и новая жизнь во Франции, сожжение его картин в фашистской Германии, эмиграция в США и очередное возвращение в Париж, уже навсегда.

Впрочем, создатели спектакля не ставили перед собой задачу показать биографию Шагала во всех подробностях или представить его картины, хотя и они косвенно присутствуют в спектакле.

Например, когда главный герой рассказывает о своем дедушке, любившем забираться на крышу и играть там на скрипке; или в диалогах с матерью, которая ругает сына за фиолетовых коров и летающих рыб на его картинах.

Яркие напоминания о творчестве Шагала содержатся и в декорациях к спектаклю, выполненных художником-сценографом Марией Рыбасовой: большая арка над сценой напоминает горбатую улочку Витебска с теснящимися на ней домиками.

На авансцене стоит лестница, которую мы видим на разных полотнах Шагала, – символ творчества художника, помыслы которого были всегда устремлены ввысь. Герои его картин часто летают над землей.

В жизни Шагала было два самых любимых человека – мать и Белла Розенфельд, его первая любовь и первая жена, которая парила в небе на разных его картинах.

Они прожили с Беллой более 30 счастливых лет, но и после смерти она продолжала его вдохновлять. Иногда она представала на его полотнах в образе ангела.

Не случайно и Беллу, и ангела играет одна актриса – Анна Гарнова.

Сергей Юрский, исполняющий роль Шагала, перевоплощается то в Луначарского, то во французского поэта Сандрара, то в колоритных обитателей провинциального Витебска.

А вот Наталье Теняковой выпало сыграть одну, но очень важную роль – матери главного героя, с которой он в своих воспоминаниях ведет беседы, слушает ее наставления и упреки и чувствует постоянную вину перед ней: ведь они жили долгие годы в разлуке. Он даже не смог присутствовать на ее похоронах и ни разу не посетил ее могилы.

Кстати, в одной из сцен спектакля показан такой интересный момент из биографии живописца: когда он приезжает в Москву на свою выставку (это было в 1973 году) и после этого намеревается отправиться на свою родину, то... сжигает билет на поезд. Почему? Да потому что боится не узнать тот город, который он так любил и сделал бессмертным благодаря своим картинам.

Актрисе Людмиле Дребневой достались две самые, пожалуй, сложные и нестандартные роли – Революции (Лушки – женщины-комиссарши в красной юбке и бушлате) и Сожженной картины. Это были даже не столько драматические этюды, сколько арии.

Нельзя не сказать о музыкальном сопровождении спектакля в исполнении оркестра, в составе которого – гитара, аккордеон, контрабас, альт. Разнообразные голоса этих инструментов передают то зажигательные, то грустные еврейские мелодии, то революционные марши, то беззаботные парижские напевы...

Все это великолепным образом иллюстрирует и дополняет спектакль, превращая его в многогранное полифоническое действо.

На афишах и в программе спектакля не указаны возрастные ограничения. Но я бы посоветовала посмотреть этот спектакль старшеклассникам по трем причинам:
  • Во-первых, это содержательно и познавательно, и после просмотра обязательно захочется изучить историю жизни Марка Шагала (а это все равно что погрузиться в мировую историю, поскольку его биография пришлась на полный испытаний ХХ век).
  • Во-вторых, им непременно захочется больше узнать о его творчестве, увидеть его гениальные картины.
  • В-третьих, этот спектакль дает положительный эмоциональный заряд, впрочем, как и любое талантливое произведение искусства.

Стоимость билетов: 750–5000 руб.

Театр им. Моссовета

125009, г. Москва, ул. Б. Садовая, д. 16

м. Маяковская

Тел. (495) 150-01-20

Тел./факс: (495) 699-64-21


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube