Ранее Всемирная организация здравоохранения продлила возраст детства до 30 лет. Относится ли эта тенденция к России? С чем связана такая пролонгированность юношеского возраста? О наметившемся тренде корреспондент «ВО» расспросил психологов.
Фото expert.ru
Борис Эльконин,
доктор психологических наук, профессор ВШЭ:
– Да, похоже, что возраст, который мы раньше называли юношеским, длится теперь дольше. В американских работах это называется молодостью, во время которой совершается ответственная проба: пробный брак и прочее.
В положительном смысле возникновение этой реальности связано с тем, что, согласно исследованиям социолога Флорида, креативный класс, креативные формы жизни в европейско-американском социуме становятся ведущими.
Они требуют другого типа ответственности, нежели исполнительские формы жизни. Для них нужна более долгая и тщательная подготовка, что и происходит в так называемом детстве.
Во взрослой жизни в связи с этим начинает преобладать элемент игры.
Когда меняется эпоха, меняется и социальный тип, и возраст детства.
Сейчас и взрослые стали более инфантильны, если брать меру 50-летней давности.
Фото Татьяны Давыдовой
Александр Асмолов,
доктор психологических наук, академик Российской академии образования:
– Есть замечательное исследование Филиппа Арьеса, посвященное детству и возрастам детства в истории разных культур. В нем показывается, что детство – это прежде всего культурно-историческая и психологическая категории.
Например, в Средние века детство отражало не возрастные характеристики, а зависимость.
Когда капитан мушкетеров, которому 25 лет, к пожилым мушкетерам обращался «Дети мои!», это означало не возраст, а именно, что детство всегда занимает исторически подчиненное, зависимое положение.
Сейчас все время происходит трансформация ценностей детства, и отсюда культуры делятся на детоцентристские, в которых детство – ведущая ценность, и те культуры, в которых детство не занимает столь ведущего положения.
Наша культура относится к недетоцентристским культурам, и поэтому отношение к детству у нас часто выступало как производная к тому, что ребенок – это только будущий взрослый.
У нас не было ценностей детства как автономного периода жизни. Сегодня в Европе детство как самоценный период жизни, который сам по себе дает и перспективы, и счастье, по большому счету, трансформируется.
Трансформируется ли это в России, пока нет серьезных исследований. Есть целый ряд работ, где говорится, что да, фокус взросления смещается. Как в стихотворении Некрасова:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
То есть в пять-шесть лет ребенок ощущал себя в позиции взрослого, ощущал себя ответственным за других и за свою семью.
Сегодня идет рост инфантилизма, когда уменьшается ответственность за то, что ты делаешь.
И в этом смысле и в девять, и в 12, и в 20 лет изменяется психологический возраст детства достаточно серьезно. Почему?
Потому что не получает ребенок в самом разном возрасте права на самостоятельные решения. Когда за тебя пытаются все решить другие, ты оказываешься в ситуации гиперзависимости от других, и взросление как становление ответственной личности наступает позднее.