Блоги // Статья

«Из доброго сокровища сердца моего…»

Память о выдающихся педагогах прошлого возвращает нас к их уникальным идеям воспитания. Воскрешая их принципы, мы двигаемся вперед.

«Из доброго сокровища сердца моего…»
Фото: ржевскаяепархия.рф

Этот год ярок не только звездами футбольного чемпионата, московским раскаленным солнцем, но и славными педагогическими праздниками.

Мы отмечаем юбилеи наших выдающихся педагогов – А.С. Макаренко (130-летие со дня рождения), С.Т. Шацкого (140-летие со дня рождения), С.А. Рачинского (185-летие со дня рождения) и В.А. Сухомлинского (100-летие со дня рождения).

Эти юбилеи не попали в «топ» новостей и даже слабо отразились (если вообще отразились) в графике мероприятий образовательных учреждений.

Музей-лаборатория истории образования и духовной культуры ЗелАО не оставил вышеупомянутые юбилеи без внимания. Благодаря музейным занятиям, например, о Макаренко узнали сотни детей. Представители музея побывали на ряде знаменательных встреч, о которых я кратко расскажу.

На базе Московского музея образования (подразделение Московского городского дома учителя) состоялась Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования».

Организаторы конференции: член-корреспондент РАО М.В. Богуславский, президент Международной Макаренковской ассоциации Т.Ф. Кораблева, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир и др.

Я хотел бы обратить внимание читателей на такой вид школ, о котором немало говорилось на конференции, как школа-производство.

Воспитание по Макаренко

Идея трудового воспитания в коллективе была великолепно определена и развита А.С. Макаренко и остается актуальной до сих пор.

Школа-производство в своем ведении может иметь пекарню, типографию, теплицы, разводить рыбу, птицу, производить инновационную продукцию.

Воспитанники Макаренко занимались и огородом, и изготовлением высококлассных фотоаппаратов ФЭД.

Школа-производство – близкая родственница Технопарка. А Технопарки получили в последнее время достаточно широкое распространение.

Так, в Зеленограде функционирует Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «ФабТой Технопарк», открытый на базе лицея № 1557.

ЦМИТ «ФабТой Технопарк» развивает инженерное и предпринимательское мышление у старших школьников и студентов.

Методика работы с молодежью «ФабТой Технопарка» строится на основе подбора интерактивных экспонатов, наклеек, сувениров, образовательных игр – всего того, что интересует детей и способно увлечь их возможностью принять личное участие в изготовлении конечного продукта, имеющего спрос на рынке.

Надо сказать, что зал в Музее образования, посвященный Макаренко, обновился: наряду с конкретными артефактами представлены и виртуальные экспонаты. Большой вклад в организацию экспозиции внесли друзья нашего зеленоградского музея, видные макаренковеды В.В. Морозов и Н.В. Соколова.

Педагогическое наследие Шацкого

Если о Макаренко люди мало-мальски наслышаны, то имя Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934) известно, увы, узкому кругу специалистов и интеллектуалов-любителей. А ведь С. Шацкий начал свою педагогическую деятельность еще в 1905 году среди детей рабочих окраин Москвы.

С. Шацкий вместе с А.У. Зеленко и другими энтузиастами создавал первые в России детские клубы, один из которых назывался «Сетлмент».

В 1911 году Шацкий основал детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь», после революции руководил первой опытной станцией по народному образованию, был также директором Центральной педагогической лаборатории и Московской консерватории.

Усилиями Шацкого заложены основы будущей «кузницы мировых талантов» – Центральной музыкальной школы.

Шацкий уделял неослабное внимание приобретению детьми трудовых и исследовательских навыков, культурно-просветительской работе, развитию эмоциональной сферы ребенка, товарищеских отношений, идеям самоуправления, коллективизма.

Огромную помощь Станиславу Теофиловичу оказывала его супруга Валентина Николаевна Шацкая, ставшая впоследствии крупным специалистом в области музыкально-эстетического воспитания детей.

На базе Московского музея образования Н.В. Соколовой был организован семинар по многогранному наследию Шацкого. В уютной гостиной разместились люди разных характеров – и Владимир Беляев, написавший докторскую диссертацию о педагогических взглядах Шацкого с использованием 1000 источников, и опытнейший журналист Валерий Хилтунен, и правнучки видного педагога.

Участники семинара возвращались к тезису Шацкого о том, что воспитание детей есть воспитание их самостоятельности, и к призыву дать детям детство.

Призыв Шацкого «дать детям детство» относится к тем родителям, кто загружает своих чад кружками, секциями, репетиторами уже с 5–9 лет.

Вспомнили и о том, что в 1928 году С. Шацкого посетил один из выдающихся педагогов XX века американец Дж. Дьюи и был поражен увиденным в СССР.

Дж. Дьюи признался: Советская школа по всем параметрам обогнала школу западных стран.

На семинаре выступила директор школы № 1 им. С.Т. Шацкого (г. Обнинск, Калужская область) Галина Владимировна Полякова.

Школа отсчитывает свою историю с 1911 года и до сих пор верна заветам Шацкого. Здесь имеется учебно-опытный участок, теплица, зимний сад (ему 60 лет).

В школе им. С.Т. Шацкого три летних месяца работает лагерь труда и отдыха «Бодрая жизнь».

Министерство образования Калужской области заинтересовалось опытом школы и готово пропагандировать его.

На семинаре произошло еще одно знаменательное событие. Дмитрий Павлович Барсков – воспитанник Семена Афанасьевича Калабалина, любимого воспитанника А.С. Макаренко (см. «Педагогическую поэму») и супруги Семена Афанасьевича Галины Константиновны – подарил нашему музею два объемных тома книги «Колокола памяти. Записки детдомовца» с авторской надписью.

Д.П. Барсков дает с опорой на документы широкую панораму жизни Клеменовского детского дома, рисует портреты ребят, которые стали для автора братьями.

«Учитель века» Рачинский

Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт»

Еще один юбилей позвал нас в село Татево Оленинского района Тверской области. Здесь существует, очевидно, самая старая (основана в 1861 году) сельская школа в России.

У истоков народных церковно-приходских школ России стоял выдающийся русский педагог, ученый, просветитель, ботаник, математик, переводчик, профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Петербургской Академии наук, создатель обществ трезвости («апостол трезвости») Сергей Александрович Рачинский (1833–1902).

Сергей Александрович родился в Татеве (родовая усадьба находится в запущенном состоянии).

Рачинский всю жизнь посвятил просвещению людей, духовным поискам, борьбе за утверждение православных начал в образовании и воспитании детей.

К суждениям Сергея Рачинского прислушивались обер-прокурор Священного СинодаК.П. Победоносцев, Александр III и Николай II.

Сергей Александрович писал:

«Не быстрое увлечение масс, а внутреннее возрождение личностей – цель наших усилий».

Многие люди, наверное, видели картину Н.П. Богданова-Бельского, бывшего пастушка, ученика С.А. Рачинского «Устный счет» (1895).

Группа сельских ребятишек решает пример, написанный на доске; один мальчик стоит лицом к зрителю в позе античного мыслителя. Слева у стены выслушивает вариант решения задачи сам наставник – С.А. Рачинский.

Захватывает атмосфера школы, изображенной на картине. Да, лапотная Русь. Но думаешь не о лаптях, в которые обуты мальчики, а о том драматичном и великом пути, которым пройдут эти парнишки к космической эре, к эре электроники.

У этих и у других ребят были свои учителя, победившие раздоры, расколы, поскольку «ядро» педагогики неделимо, в отличие от атомов, и характеризуется небольшим числом простых истин. Вот одна из них:

Быть среди и ради детей.

Сергей Рачинский окружен детьми, и мы понимаем, что это и есть педагогика в чистом виде. И рядом с ним будто возникают образы Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Ну и кому тут придет в голову крамольная мысль делить педагогов на «красных» и «белых»?

Сельская школа в Татево

Выступая на конференции, я поприветствовал Татевскую среднюю школу, сельскую школу как таковую и всех присутствующих от имени Первопрестольной, зеленоградского культурного сообщества, нашего музея и его друзей.

С вдохновенной речью к собравшимся обратился Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский, предки которого и финансировали просветительские проекты, и сами просвещали.

Здорово, что сегодня мы возвращаем в поле широкого общественного интереса имена С. Рачинского, С. Шацкого...

И я горжусь тем, что наш музей – в авангарде этого процесса.

Нас тепло встретили руководители Оленинского района, директор школы им. С.А. Рачинского (это имя возвращено образовательному учреждению ровно 20 лет назад) Галина Ивановна Большакова, заведующая Краеведческим музеем им. Богданова-Бельского Валентина Михайловна Марченкова, ученица Анастасия Кузнецова, сотрудники школы.

Нынешнее здание школы, пережившее и революцию, и немецкую оккупацию, добротно построено в 1907 году. Сейчас в школе 8 классов, 10 педагогов и 14 учащихся.

Верится, что будущее есть у сельских школ, у русской деревни.

Это будущее отчасти зависит от учеников Татевской школы, от энтузиастов, приехавших на конференцию, от жителей Тверского края. Слишком много усилий вложено людьми разных поколений, ветеранами в это будущее, и оно просто не имеет никакого морального права быть туманным!

Я брожу по селу. Здесь сохранилось немало деревянных домов начала XX века (часть из них относилась к усадьбе Рачинских). Вот возрождающийся Троицкий храм, где все желающие могли принять участие в службе, которую совершил епископ Ржевский и Торопецкий Адриан.

Рядом с храмом – некрополь. Естественно, в лихие годы он был разорен, но невероятным образом надгробная плита С.А. Рачинского сохранилась и была возвращена к храму. Читаю на ней эпитафию:

«Не хлебом единым жив человек».

Известная евангельская максима.

Я вспоминаю, как моя мама, не будучи религиозным человеком, часто повторяла мне эту истину, отталкиваясь, похоже, не от евангельского текста, а от романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», снискавшего большую популярность во второй половине 1950-х гг.

Теперь «учитель века» (так называли Рачинского) напрямую обращается ко мне с этой фразой, чтоб я не забывал:

Хлеб – да, нужен, он, как говорится, всему голова, но есть еще что-то, что питает человека, питает уже не хлебом, а духом – воспитывает.

Все это было бы красивой риторикой, если бы я не встретил в своей жизни немало людей, которые и хлеб ценили, и дух. И вот мне кажется, что я сам становлюсь таким же человеком, и моя парадоксальная судьба мне в этом подсобляет...

Конечно, мы посетили местный музей, конечно, беседовали допоздна с участниками конференции, и я скажу вам:

Татево может стать «педагогическим Сколково», заповедником просвещения (кстати, таким оно уже было в 1880–90-е гг.).

Как нам объяснила Валентина Михайловна, Татево не от слова «тать» (разбойник), а от ласкового «тятя» (отец).

...Юбилей Василия Александровича Сухомлинского нас ожидает осенью. Рассказ о нем впереди. А в эти месяцы я говорил и говорю моим ученикам, студентам, коллегам, посетителям музея: помните о педагогических юбилеях 2018 года, несите о них добрую весть, не поддавайтесь унынию, выбирайте стратегию созидания, разума и радости.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться