Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
– У нас нет жестких обязательств, чтобы финансировать рабочие тетради по стране. Часто ресурсов у региона, муниципалитета и школ не хватает. Так называемые поборы в школе часто связаны с рабочими тетрадями, но это нецелесообразно.
Рабочие тетради помогают поднимать успеваемость учащихся, формировать мотивацию и справляться с рутиной учебного процесса.
Если бы школа объединилась с родительским комитетом, то академическая свобода в использовании рабочих тетрадей была бы подкреплена.
Виктор Дронов, представитель Академии образования:
– Один учебник не позволяет реализовать ФГОС. Для формирования важнейших компетенций в образовательном процессе нужен в издательском бизнесе так называемый «шлейф», к которому также относятся и рабочие тетради.
Если этот элемент будет объявлен необязательным, тогда мы будем отброшены на много лет назад.
Что касается электронизации учебного процесса – не стоит экспериментировать на детях. Страны вроде Японии и Кореи, которые могли бы легко это сделать, почему-то не стремятся к этому...
Олег Федоров, академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России»:
– Как любое средство обучения, рабочая тетрадь эволюционирует. Рабочие тетради в основном ориентированы на отработку заданий ЕГЭ.
Когда авторы предлагают детям вставить дату битвы на реке Пьянь, то такие вопросы у меня вызывают недоумение.
Нужно определиться с качеством содержания этих тетрадей, как интегрировать туда развитие навыков XXI века: коллаборативность, скажем? Думаю, рабочая тетрадь могла бы стать средством повышения квалификации учителя.
Учителя должны использовать несколько учебных средств одновременно. В творческой деятельности учителя должно быть разнообразие способов и инструментов.
Виктория Копылова, вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение»:
– Отделить рабочую тетрадь от учебника невозможно. Да, мы выросли без рабочих тетрадей, но это было время другое, реалии и требования другие. Опытный учитель может сказать, что ему не требуется рабочая тетрадь, но он также должен учитывать, что дети должны уметь работать с графикой и пониманием смыслов.
Цена играет роль, поэтому мы уходим в «две краски», отказываясь от «четырех красок» – немного упрощаем дизайн, чтобы снизить цену.
Елена Мосяж, член управляющего совета школы № 2129, г. Москва:
– Большинство родителей выступают за покупку рабочих тетрадей. Обычно это пособия по иностранным языкам и природоведению.
Каждый год мы подписываем собянинский запрет поборов в школах – с этим я не согласна, поскольку купить 20 тетрадей оптом дешевле, чем по одной.
Из года в год подход школ к финансированию рабочих тетрадей меняется. Теперь рабочие тетради и контурные карты – средство дополнительное, и родители могут покупать их, но это относится к рекомендациям.