Без рубрики // Рецензия

Ностальгия по настоящему

Мы все испытываем ностальгию по настоящему искусству, по настоящим человеческим чувствам и отношениям, и великое счастье, когда это желание исполняется в театре, который заставляет нас плакать и смеяться. В Центре драматургии и режиссуры идет спектакль «Старый дом».

Ностальгия по настоящему
Фотография Сергея Петрова

Премьера состоялась в сентябре 2017 года. Режиссер-постановщик – Владимир Панков. Автор пьесы – Алексей Казанцев, который принадлежит к драматургии так называемой «новой волны». Ее расцвет пришелся на 70–80-е годы прошлого века, то есть на самые застойные годы.

Такие драматурги, как Семен Злотников, Александр Галин, Виктор Славкин, Михаил Рощин – непосредственные ученики Александра Арбузова и Виктора Розова, последователи Леонида Зорина и Александра Володина. Они испытали в то же время сильное влияние таланта Александра Вампилова, героем которого стал человек «с качающимся коромыслом в душе».

В 1998 году Алексей Казанцев вместе с Михаилом Рощиным основал Центр драматургии и режиссуры как площадку для свободного эксперимента. В то время они дали путевку в жизнь таким мастерам, как Кирилл Серебренников (ныне худрук «Гоголь-центра»), Михаил Угаров (до недавнего времени худрук Театр.doc, скоропостижно скончавшийся 1 апреля этого года), Владимир Панков. Их постановки – «Пластилин», «Облом-off», «Красной ниткой», которые шли на сцене ЦДР, – стали знаковыми для целого поколения.

Можно смело утверждать, что самые модные режиссеры современного театра вышли из «шинели» Алексея Казанцева.

После его смерти в 2007 году в жизни ЦДР начались непростые времена, но в 2016 году на должность художественного руководителя театра был приглашен Владимир Панков, лауреат «Золотой маски» 2015 года в номинации «мюзикл» за спектакль «Машина» в «Гоголь-центре». Он провозгласил задачу возрождения ЦДР в том виде, в котором его задумали отцы-основатели – Рощин и Казанцев.

В репертуаре был восстановлен ряд спектаклей резидентов театра, поставлены премьеры, в их числе – пьеса «Старый дом». Написанная в далеком 1976 году, в новой интерпретации она словно обретает второе дыхание. Спектакль идет нечасто, но всегда с неизменными аншлагами.

«Мелодия, как дождь случайный»

Наверное, многих зрителей привлекают громкие имена в афише – Елена Яковлева, так хорошо знакомая нам по многочисленным ролям в кино- и телефильмах, и Елена Шанина (исполнительница Кончиты в первых постановках «Юноны и Авось» в Ленкоме).

Конечно, они очень украсили спектакль своей игрой, но не меньшее удовольствие получаешь от коллектива студии SounDrama, созданного Панковым в 2003 году и задействованного практически во всех его постановках.

Главный принцип студии – синтез музыки, текста и движения, и все это пронизано невероятной энергетикой (драйвом), которые эмоционально заряжают зрительный зал.

В спектакле много музыки – яркой и выразительной.

Песни Окуджавы становятся лейтмотивом спектакля, смысловым сопровождением сцен.

Музыканты или находятся на заднем плане, или выходят на авансцену, но их присутствие постоянно. Даже когда они не играют, а просто настраивают свои инструменты, подбирая до боли знакомые мелодии.

Периодически по ходу действия по сцене марширует команда дворников в серых ватниках с метлами в руках. Это и хор, и символ времени.

Поскольку два действия пьесы разделены 12-летним интервалом, то некоторых героев играют два разных артиста – в молодости и в более зрелом возрасте. Одновременное присутствие тех и других на сцене – одна из необычных режиссерских находок.

Например, пока в первом действии «молодые» произносят свои реплики, их взрослые двойники стоят несколько в стороне или наблюдают за происходящим с высоты галереи, возвышающейся над сценой.

Во втором действии «взрослые» актеры уже выходят на первый план, поскольку наступает их время, а их юные двойники отходят на второй план, наблюдая за ними из прошлого.

И даже когда они молчат, то все равно играют – печаль, тревогу, радость.

Еще одно несравненное режиссерское ноу-хау – эхо. Многие реплики, произнесенные парой артистов, эхом повторяются вторым дуэтом, а затем и третьим – создается полифония, стройное многоголосье разных судеб.

В спектакле занято большое количество актеров, многие из которых выполняют роль массовки и в лучшем случае произносят по одной-две фразы. Однако второстепенных персонажей в пьесе нет: каждый участник действия – главный, каждый по-своему интересный и запоминающийся.

Дом, где разбиваются сердца

Действие происходит в декорациях старой коммунальной квартиры (художник Максим Обрезков). В ней проживает несколько разных семей: интеллигенты Крыловы с сыном Олегом соседствуют с пролетарской семьей Глебовых, глава которой Максим Ферапонтович (в исполнении Дмитрия Костяева) сильно пьет, постоянно бьет свою жену (Анна Гуляренко) и постепенно приучает к водке своего сына-школьника Витьку.

Но даже у этого героя есть своя боль (воспоминания о войне и ранняя контузия), которую он старается утопить в вине.

Его дочь Саша (юную героиню играет Фаина Колоскова), которая заканчивает школу и мечтает стать артисткой, очень переживает за маму и брата, ненавидит отца-деспота и мечтает вырваться из этого кошмара.

Она влюблена в Олега Крылова (в исполнении Никиты Жеребцова), родители которого против такого мезальянса.

В одной из комнат этого «коммунального рая» проживает одинокая Юлия Михайловна (Елена Яковлева), которая увлеченно пишет исторические романы под аккомпанемент «непереводимого фольклора», доносящегося из жилища Глебовых. У нее тайный и безнадежный роман с соседом Павлом Ивановичем Крыловым (Андрей Заводюк).

Еще один персонаж – сосед Петр Кузьмич Рязаев (в молодом возрасте его играет Антон Пахомов) – классический стукач, который сует свой нос во все замочные скважины и встревает во все дрязги.

Но и у него есть свой крест – жена Клава.

Она периодически появляется на сцене в белом платье и фате, с воздушными шариками в руках.

Такое у нее помешательство. Из-за этого ее часто кладут в психбольницу.

В финальных сценах пьесы Рязаев, словно зеркальное отражение своей жены, предстанет перед зрителем в наряде невесты и с шариком в руке.

И наконец, один из самых колоритных обитателей старого дома – лектор Николай Иванович в исполнении Петра Маркина – высокий, могучего телосложения мужчина, обладатель глубокого бархатного баритона – чем-то напоминает Велюрова из знаменитых «Покровских ворот».

Поначалу действительно возникают ассоциации с этим полюбившимся многим поколениям фильмом, однако, несмотря на добрый юмор пьесы, вскоре понимаешь, что это драма.

Это драма несбывшихся надежд (а сбывшиеся надежды почему-то все равно не приносят счастья), драма разбитых судеб.

Юлия Михайловна – Елена Яковлева вынуждена покинуть свою комнату и уехать далеко в неизвестном направлении. Ее уютное жилье, когда-то наполненное книгами, займет подросшая дочь Рязаева (он вовремя подсуетился и занял драгоценные квадратные метры).

Олег Крылов и Саша Глебова из-за глупой ссоры и по настоянию родителей расстаются, оба они рано покидают отчий дом и встретятся только через несколько лет – взрослые, воплотившие свою мечту, но тем не менее разочарованные в жизни.

Саша (ее взрослую исполняет Анастасия Сычева) стала актрисой, три раза успела выйти замуж, но так и не обрела семейного счастья и не родила детей. Олег Крылов (Павел Акимкин), как и планировал в юности, сделал научную карьеру, но к 40 годам так и не создал семьи.

При встрече между ними снова вспыхивает прежнее чувство, но соединятся ли их разрозненные судьбы – вопрос открытый.

Заметила, что в зрительном зале сидели люди разного возраста – рядом с представителями старшего поколения, еще помнящими коммунальный быт и эпоху застоя, молодежь и даже школьники. И все смотрели затаив дыхание. Старшие – потому, что им всегда приятно вспомнить молодость, а всем остальным, кто родился в новое время, безусловно, интересна была великолепная актерская игра и душевная интонация пьесы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube