Воспитание // Статья

Школа без опасности – дети без агрессии

Случаи нападения учащихся на своих сверстников и учителей в последнее время участились. 13 июня в редакции «Российской газеты» состоялся круглый стол на тему «Школа – территория БЕЗ опасности». Участники дискуссии обсудили проблему подростковой агрессии, ее причины и способы ее преодоления и профилактики.

Школа без опасности – дети без агрессии
Фото: versiya.info

Дети уходят в Интернет

По мнению руководителя Отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Анны Портновой, существует два главных фактора, провоцирующих агрессию среди несовершеннолетних: на первом месте – семья, на втором – школа.

Этот тезис подтвердил и заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Подольский, по словам которого, плохое эмоциональное состояние значимого взрослого (педагога или кого-то из родителей) порождает подростковое неблагополучие. Наиболее тяжелые депрессии характерны для мальчиков, поскольку в отличие от представительниц слабого пола они скрывают свои переживания. Депрессии могут перейти в агрессию, направленную на окружающих, или в суицид.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Любовь Духанина представила общую картину бедствия:

«Одна из серьезнейших проблем в образовании – это высочайший эмоциональный негатив. Он охватывает всех – детей, учителей, родителей. Родители пытаются предъявить своим детям требования, которые к ним предъявлялись в детстве. Но мир изменился. Взгляды взрослых, основанные на старом опыте, не совпадают с детскими, из-за этого общение затруднено».

Не лучшим образом обстоят дела и в школе.

«В последнее время система образования очень сильно сосредоточилась на повышении академических результатов. Мы видим стремление повысить рейтинг, но в ходе анализа оказывается, что все показатели рейтинга связаны с академическими результатами ребенка – баллами ЕГЭ и победами в олимпиадах. В целом произошло снижение роли воспитания в процессе обучения», – констатировала Любовь Духанина.

Самыми красноречивыми оказались цифры из исследования Общероссийского национального фронта, которые привела депутат в своем выступлении:

  • 40% школьников чувствуют себя одинокими.
  • 17% говорят, что им не хватает уважительного отношения со стороны сверстников и учителей.
  • 24% школьников ни с кем не обсуждают свои личные проблемы.
  • 50% подростков заходят в соцсети в среднем 9 раз в день.

Интернет дает возможность общения, выражения самостоятельной позиции, самоутверждения.

  • 39% несовершеннолетних признались, что компьютерные игры помогают им побороть стресс.

Триединая задача

Итак, круг проблем ясен. Возникает вопрос, как их решать.

Прежде всего, как считают участники обсуждения, необходимо обеспечить в школах грамотное сопровождение учащихся силами педагогов-психологов, социальных педагогов, других специалистов.

Но здесь возникает главный камень преткновения: несмотря на то, что Закон «Об образовании в РФ» (в частности, п. 5 статьи 5) предусматривает различные формы поддержки для разных категорий детей, включая одаренных и ребят с ограниченными возможностями здоровья, эти нормы на практике не реализуются из-за нехватки кадров в регионах.

Непедагогические ставки в школах сокращаются, и в результате увеличивается нагрузка на психологов. В среднем на одного педагога-психолога приходится 656 учащихся, в Приморском крае – 2479.

В таких условиях психологу нереально найти подход к каждому ребенку. Причина оптимизации кадров – в недофинансировании образования.

Однако директор школы № 2101 Дмитрий Модель эту позицию не разделяет. По его мнению, ассигнования на систему общего образования сейчас выделяются вполне достаточные, вопрос в том, как ими распоряжаются на местах. Например, в Москве давно отменили сметное финансирование, которое заранее предписывает руководителю образовательной организации, на какие цели следует расходовать бюджетные деньги. Субсидии на выполнение госзадания поступают в школы напрямую, а директора самостоятельно распоряжаются полученными средствами и распределяют их на первоочередные нужды. В то же время эффективность работы с детьми не зависит от количества штатных психологов в школе. Например, в образовательном комплексе, которым руководит Дмитрий Модель, на 3600 учащихся приходится 9 специалистов (психологов и социальных педагогов).

Впрочем, школьный психолог – не последняя инстанция. Кроме этого, в Москве действует городской психолого-педагогический центр, куда всегда можно обратиться за помощью.

Как отметил Андрей Подольский, аналогичная система организована в Финляндии: там существует сеть ресурсных центров, которые оказывают детям комплексную поддержку.

Но это только первая часть решения большой и важной задачи.

Вторая состоит в подготовке и переподготовке учителей в сфере психолого-педагогических компетенций. То образование, которое педагоги, особенно с большим стажем, получили много лет назад, уже не соответствует современным требованиям. Выход – в получении дополнительного профессионального образования, в том числе в форме магистратуры.

По мнению Дмитрия Моделя, примером может служить Московской городской педагогический университет, который открыл несколько новых магистерских программ с целью повышения психолого-педагогической квалификации учителей. Кстати, по этим программам имеют право обучаться люди, не имеющие профильного педагогического образования, и по окончании прийти работать в школу.

Третья и самая сложная часть задачи – родители.

Родителям – всеобуч, детям – социальные проекты

Почему так важно взаимодействие школы с семьями учащихся? Одна из причин заключается в том, что по закону все услуги, в том числе психологические, оказываются детям только с согласия родителей. Если мама или папа не посчитают нужным отвести ребенка к тем специалистам, к которым школа рекомендует его направить, проблема не сдвинется с мертвой точки.

«Инструментов воздействия на родителей у школы практически нет, – заявила Анна Портнова. – Окажут ребенку психологическую помощь или нет, зависит от родителей. Если родители сами в эмоциональном плане неблагополучные и не обладают психологической грамотностью, то ребенок оказывается беспомощным. Поэтому одна из задач школы – просвещение родителей».

«Этот вопрос мы пытаемся решить через родительский всеобуч. Но при всех усилиях государства мы пока не наблюдаем позитивных результатов. Очень часто родители не хотят признать проблему и не могут настроить себя на ее решение», – отметила Любовь Духанина.

По мнению Дмитрия Моделя, школа должна стать центром микрорайона, создавая вокруг себя социально-культурную среду, в том числе выстраивая сотрудничество с родителями.

В то же время усилий одной школы явно недостаточно – к решению этой задачи необходимо привлекать муниципальные и региональные ресурсы.

Диалог с родителями должен быть постоянным: например, столичный Департамент образования регулярно проводит открытые селекторные совещания, представители ведомства освещают самые актуальные темы в передаче «Вопросы, важные для всех!» на Mosobr.TV.

Наконец, дети. Как отвлечь их от виртуального мира и погрузить в мир реальных дел и событий?

Андрей Подольский сослался на свой личный опыт: бригаду специалистов из МГУ попросили оказать помощь школьникам в депрессивных районах Республики Башкортостан. Большинство жителей намеревались покинуть эти безнадежные места, не видя перспективы ни для себя, ни для детей.

Оказалось, что выходом из, казалось бы, тупиковой ситуации может стать реальная деятельность учащихся в своем городе, районе, поселке. Следует только направить в нужное русло энергию подростков. Так, ребятам из неблагополучных районов порекомендовали организовать помощь ветеранам, детям-сиротам, другим категориям нуждающихся. И работа закипела: теперь все подростки при деле и, что важно, видят результат своего труда.

Вывод очевиден: надо активнее привлекать школьников к выполнению социальных проектов, знакомить их с планом развития своего населенного пункта.

«Детям не хватает живого общения, которое давало бы им ощущение равноправного деятельностного присутствия в социуме. Им необходимо понимать, что они нужны, и только в этом случае жизнь им будет интересна», – подчеркнула Любовь Духанина.

Выводы и решения

Кроме этого, участники круглого стола считают необходимым:

  1. Разработать справочник для учителей и родителей с конкретными рекомендациями о том, как вести себя с детьми в тех или иных сложных ситуациях.
  2. Ввести в школах психологическое образование учащихся в рамках традиционных предметов – например, ОБЖ. Программа уже разработана Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России и одобрена Министерством просвещения.
  3. Установить стандарты норм и правил оказания психологической поддержки школьников.
  4. Привлекать волонтеров к работе с трудными категориями подростков.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube