Тем не менее в сложившейся ситуации легкое решение в виде гастарбайтеров от образования помочь не может. Несмотря на тиражируемый идеальный образ всеобщего благополучия, труд учителя в Америке на деле, к сожалению, сопряжен с безденежьем, отсутствием перспектив и даже унижениями.
Сейчас в Штатах происходят массовые забастовки школьных учителей. Преподаватели называют их «прогулками», чтобы избежать наказания в виде санкций со стороны государства, но по сути это именно стачки – школы закрываются, уроки не проводятся. При этом в таких акциях учителей участвуют и ученики, и их родители. Счет участников идет на тысячи, и толпы осаждают конгрессы штатов, требуя повышения зарплат, улучшения условий медицинской страховки и увеличения бюджетных ассигнований на содержание и ремонт школ.
Другая проблема – массовый отток учителей из профессии. Чем ниже зарплата преподавателя в штате, тем сильнее дефицит кадров. Например, в Аризоне средний заработок учителя около 40 тыс. долларов в год, что существенно меньше среднего по стране. В этом штате уже многие годы не могут закрыть вакансии в начальных школах. В результате руководство одного из учебных округов штата решило «проявить креативность в поиске кандидатов» и начало приглашать учителей из других стран. По итогам на 2010 год число иностранных преподавателей, приглашенных в Аризону по рабочим визам, увеличилось в десять раз. Лидерами среди стран-«экспортеров» преподавателей в США стали Филиппины и Ямайка. Образование в этих странах как раз заточено под выращивание недорогой рабочей силы для богатых стран. Няни, сиделки и медсестры из Филиппин давно приезжают в поисках лучшей доли в США и Европу, а теперь на покорение Америки по их стопам отправились и педагоги.
Журналисты The New York Times попросили филиппинского учителя Донато Соберано рассказать о том, как переехал в Аризону. История оказалась необычной.
Преподаватель из Манилы с 20-летним стажем прошел два собеседования по скайпу, затем летом 2016 года они прилетели на Филиппины и провели с ним интервью. Уже спустя два месяца Соберано приступил к работе в начальной школе города Глендейл, штат Аризона. Плюсы от переезда были очевидны: зарплата в размере 3,5 тыс. долларов в месяц в десять раз выше той, которую он получал в Маниле.
Однако работа мечты не досталась филиппинцу «малой кровью». Между государственными школами США и филиппинскими учителями находится множество посредников, и любого претендента на вакансию они обдирают как липку, получая по 2500 долларов из бюджета за каждого успешного кандидата.
Соберано вынужден был отдать все свои сбережения и взять кредит в манильском банке, чтобы заплатить посреднику 12 500 долларов только за первый взнос. После переезда в США его выплаты продолжились, и учителю пришлось жить в одной квартире вместе с пятью другими филиппинцами. Средств катастрофически не хватало ни на что, а уж о том, чтобы пересылать деньги оставшейся в Маниле семье, даже речи уже не шло.
Спустя год Соберано расплатился с фирмой-посредником, но продолжил выплачивать по тысяче долларов ежегодно за продление своей визы другому посреднику. Правда, преподаватель все-таки смог переехать в отдельную комнату и начать посылать деньги домой. Примечательно, что при всех трудностях Соберано считает свой опыт успешным – «и для знакомства с новой культурой, и в финансовом плане». Профсоюз учителей Аризоны его оптимизма, однако, не разделяет. Тем не менее неприхотливые гастарбайтеры, естественно, выгодны властям штата, так как в таком случае можно не повышать зарплату местным преподавателям.
Самое поразительное, что такие мытарства, как у Соберано, можно считать везением. В маленьком городке Джила Бенд в 140 км от Феникса трудятся 11 учителей из Филиппин, и все они живут в одной съемной квартире. А на работу по сто километров в одну только сторону их ежедневно возит мини-вэн.
Виза типа J-1 позволяет иностранцу работать в США три года, а потом продлевать ее два раза – и не более. Так что даже самого лучшего учителя из Филиппин можно рассматривать только как временное латание дыр. Потом на его место приедет другой, и ему придется заново набираться опыта. Качество образования в сложившихся условиях неизменно страдает.
На сегодняшний день Аризона – один из главных центров сопротивления учителей в США. Там возникла альтернатива недостаточно активным профсоюзам – движение RedForEd. Их протесты продолжаются с апреля, преподаватели требуют повышения зарплат как минимум на 20%. Но многие местные учителя уже потеряли надежду на успех и попросту тихо уходят из профессии, поскольку размер зарплаты не позволяет им чувствовать себя средним классом. В интервью учителя жалуются на то, что теперь им приходится использовать талоны на бесплатное питание и жить у родителей. Горькая ирония состоит в том, что из-за нехватки денег у этих учителей нет даже надежды дать высшее образование собственным детям.
Конгресс Аризоны в последние годы уменьшил финансирование учебных заведений на миллиард долларов. Школы десятками лет не ремонтируются, а ученикам приходится заниматься по старым учебникам. На карандаши и бумагу для принтеров средств не хватает, и учителя вынуждены покупать их за свои деньги.
В большинстве стран профессия учителя подразумевает уважение и статус, но и с этим в американских школах большие проблемы.
Например, Соберано очень удивился, столкнувшись с презрением к учителю со стороны американских школьников: «На Филиппинах учитель – неоспоримый авторитет. Я входил в свой класс – и все сразу замолкали». К несчастью, в Аризоне ему пришлось привыкать к абсолютно другому обращению.
Как результат, экономическая нестабильность и низкий социальный статус превратили профессию учителя в США в непрестижную. И, как выяснилось, приглашенные педагоги не спасают дела. А меж тем в мире из-за глобализации наблюдается перекос – бюджетники в странах «золотого миллиарда» стремительно люмпенизируются. На их рабочие места с замороженной десятилетия назад зарплатой власти приглашают гастарбайтеров из стран третьего мира, которые не будут бастовать и бороться за свои права.