Дети активно вовлекаются в процесс изучения физики, химии, биологии с раннего возраста, обретают свою собственную мотивацию и внутренние смыслы для проведения научных исследований, самостоятельно выдвигают научные гипотезы и проводят эксперименты.
Зачастую немаловажным аспектом такого погружения является удобный и функциональный набор инструментов, который может быть легко освоен детьми разных возрастов.
20 апреля дети московской школы № 2101 «Филевский образовательный центр» в рамках мероприятия «Ночь науки» получили возможность провести серию увлекательных исследований.
В мастерской «Изучи себя» детям было предложено измерить биологические показатели своего тела и отследить их изменение в зависимости от разных обстоятельств.
С помощью мобильной лаборатории LabDisc и специального программного обеспечения школьники измеряли уровень влажности своего дыхания, температуру тела, частоту пульса, скорость реакции, силу хвата, уровень содержания углекислого газа в дыхании до и после физической нагрузки, употребления воды и изменения других условий. Разумеется, не обошлось без соревнований: ребята не упустили возможность отследить на графике в реальном времени показатели силы хвата и определить победителей.
На отдельной станции проводился эксперимент с измерением кислотности (pH) разных жидкостей и растворов.
Так, например, дети определили, что уровень кислотности сладкой газировки выше, чем у лимонного сока, затем сравнили эти показатели с растворами разной концентрации соляной кислоты и отразили результаты расчетов на графиках. Затем они ответили на вопросы: «Каким образом желудок справляется с кислотными продуктами?» и «Отчего возникает изжога?».
Под руководством педагогов школы ребята также пробовали нестандартные эксперименты. В частности, некоторые участники старались рассказать скороговорку на одном дыхании и анализировали полученную звуковую волну, приседали с датчиком измерения расстояния и измеряли скорость и амплитуду приседаний, скорость ходьбы.
Отдельный интерес для детей представляли инструменты визуализации экспериментов, возможность отслеживать свои результаты в реальном времени.
Даже в рамках такого блиц-формата школьники быстро включились в работу с программами – самостоятельно запускали и останавливали эксперименты, выставляли контрольные точки на графиках.
Во время работы мастерской и проведения достаточно простых экспериментов у детей возникали любопытные вопросы, ребята самостоятельно формулировали гипотезы, которые могли тут же проверить.
Истинная исследовательская деятельность возникает тогда, когда гипотеза или предположение рождается у ребенка в деятельности, а не транслируется извне педагогом или со страниц учебника для последующей проверки.
В рамках мастерской дети разных возрастов демонстрировали неподдельный интерес, что может стать основой для дальнейшего вовлечения в научную деятельность.
Анатолий Рамонов