А ведь школа должна готовить детей к будущей жизни, давать возможность столкнуться с моделями жизненных испытаний, представлять собой миниатюру жизни.
Может ли быть жизнь без цели и идеи? Что это будет за жизнь? Жизнь, обреченная на вечное блуждание где-то и зачем-то.
Жизнь без цели
Лично я начинаю болеть, когда не вижу цели, когда не понимаю, куда приложить свои усилия таким образом, чтобы это было хоть кому-то полезно. Энергия внутри бурлит и, не находя выхода, выжигает изнутри до состояния апатии.
Если у меня нет цели, то я буду просто потреблять все, что вижу вокруг себя: еду из холодильника, воду из крана, поток информации из интернета, фильмы и передачи из телевизора.
Пусть даже я буду иметь суперресурсы, пусть моя квартира будет заставлена самыми современными компьютерами, беговыми дорожками и тренажерами, пусть в ней будет неограниченное количество комнат, пусть будут книги, музыкальные инструменты, пусть будет телефон, один звонок по которому обеспечит доставку всего, что мне будет угодно.
Если у меня нет цели, нет никакой генеральной идеи жизни, я буду просто потреблять и переваривать без пользы. Не имея цели, я не смогу структурировать свою деятельность, не смогу сформулировать задачи, расставить приоритеты и, соответственно, не смогу даже понять, в какую сторону сделать следующий шаг. Подойти ли мне к тренажеру или к компьютеру, съесть жареное мясо или салат, пойти в ту комнату или другую.
Школа без идеи
Так же и школа без этой генеральной идеи превращается в журналы, оценки, расписание, звонки, списки обязательных к проведению мероприятий, показатели эффективности учителей и учеников и прочие формальности.
Если конкретную школу не наделить идеей, целью существования, то останется набор галочек в листах оценки эффективности. И при таком положении вещей она очень скоро станет скучным и никому не нужным отростком.
Дети и учителя начнут реализовывать свои потребности за ее пределами, а школу воспринимать как препятствие на пути реализации их свободного выбора.
При этом статус и местоположение школы не важны – сценарий один, будь то московская школа, упакованная по последним стандартам, или школа маленького областного города. Если отсутствует генеральная идея, которая является клеем для всей деятельности, ведущейся в школе, то остается бездумное потребление.
Внеурочная задача
Много раз я слышал от коллег фразы в духе: «Дети скучают, им нужна какая-то деятельность». И я, как педагог дополнительного образования и человек, который занимается массовыми мероприятиями и самоуправлением, должен отвечать на такие запросы. При этом учитывать, что «В школе дети должны учиться, и основная деятельность – учебная, поэтому подготовка мероприятий и студии не должны занимать слишком много времени, чтобы не конкурировать с учебным процессом».
Рассмотрим эту задачу подробнее:
Дано: Основную часть времени в школе дети проводят на уроках, им скучно. Необходимо что-то предпринять и активизировать внеурочную деятельность. Условие: Внеурочная деятельность не должна занимать много времени и отвлекать от уроков.
На мой взгляд, в этих пунктах присутствуют явные противоречия. Во-первых, каким образом от скуки в школе спасет внеурочная деятельность, если основное время дети проводят на уроках? Во-вторых, как можно активизировать внеурочную деятельность «чуть-чуть», чтобы она не конкурировала с уроками?
При этом задача, как сделать интересной внеурочную деятельность – абсолютно понятна, есть множество кейсов, в конце концов, она сама по себе интересна, потому что «внеурочная».
Хватит учиться – пора веселиться
А может, нужно придумать, как сделать интересной «урочную» деятельность, как повысить интерес к основному образовательному процессу? Может, педагоги-предметники – адресаты этой проблемы, в равной степени с педагогами дополнительного образования и педагогами-организаторами?
Если основная деятельность – это уроки, быть может, стоит видоизменять и проектировать эту деятельность, наряду с мероприятиями и студиями?
Именно здесь поможет генеральная идея школы, сформулированная всем коллективом таким образом, чтобы она касалась всего, что происходит с детьми, начиная с хозяйственной части, проходя через уроки и внедряясь во внеурочную и домашнюю деятельность.
Школа – многомерный и многогранный, сложно настраиваемый механизм, а такие механизмы обязательно должны служить какой-то цели и нести в себе идею. Вы когда-нибудь видели станок, не имеющий цели? Или произведение искусства, в которое не заложена идея? Вот и школа, как станок или как произведение искусства, должна иметь свою цель и свою идею.
Идея «улитки»
В школе «Мы» (последствии стала называться гимназия «Театр»), которую окончил я сам, такой генеральной идеей было стремление к созданию общего театрального дома. Именно так я считывал и воспринимал эту идею в детстве.
Официальные формулировки были более глубокими. Например: формирование у ребенка полного эстетического восприятия мира и прочее.
Логотипом нашей школы долгое время была улитка, которая везде с собой носит свой дом. Все было пропитано идеей театра и дома – особенными местами, каждый из которых создает сильную атмосферу.
При этом наша школа находилась в помещении небольшого детского сада, порой было тесно, но дома тесно не бывает, ведь правда? Если вы находитесь в комнате со своей любимой семьей, вряд ли у вас может возникнуть ощущение тесноты. Так жили и мы в нашей школе «Мы».
Волшебники-учителя
Идея театра проходила через все: уроки выстраивались по законам режиссуры, пространство – как декорации, к праздникам готовились все вместе, приобретая множество полезных жизненных навыков. Мы понимали, что такое взаимодействие, взаимовыручка, что такое ответственный выбор, что такое работа в группе.
Уроки тоже казались нам волшебными и интересными, потому что мы уважали и любили наших учителей.
Наши учителя были не похожи друг на друга – как персонажи какой-то истории. Каждый из них нес свой предмет, придумывая бесконечное количество приспособлений и подходов, увлекающих детей. Оттого нам не было скучно.
Идея театрального дома объединяла, даже когда у нас волею судеб и бизнесменов забрали помещение театра. Театра уже не было как помещения, но были все мы – как театр, как семья. И мы, уже подростки, которых должно было бы интересовать совсем другое, собирали театральные вещи, грузили их в машины и везли в новое помещение, делали там ремонт своими силами, создавали новый дом, а когда и его забрали, снова грузили вещи, и все по кругу…
В школе, как дома
Если бы не было идеи дома, то это действо превратилось бы в обычную трудовую повинность. Призывы «Ребята, нужны помощники в переезде, такого-то числа во столько всем мальчикам быть» закончились бы, скорее всего, наймом платных грузчиков, потому что подростки зачастую очень плохо отзываются на трудовую деятельность.
Идея «дома» заставляла нас делать такие вещи, на которые сейчас мотивировать подростков я даже ума не приложу как.
Весной, когда в нашем помещении протекала крыша, мы чистили снег. Когда забрали помещение, мы не радовались отмене занятий, как это следовало бы ожидать. Мы плакали, злились и делали все, чтобы у нас как можно скорее появилось новое помещение. Только бы процесс продолжался.
Было бы желание...
Кстати, никто не отменял заполнение дневников, журналов, ведомостей, отчетов, велся контроль качества и эффективности, в школу требовалось приходить вовремя и делать домашнее задание. Но генеральная идея была крупнее всего этого.
Желание жить одной большой семьей и находиться целиком и полностью в этом процессе с лихвой перекрывало дискомфорт от необходимости соблюдать режимные и формальные требования.
В нашем быстро меняющемся мире сложно переоценить способность приспосабливаться к новым обстоятельствам. Среда, не имеющая идеи, воспринимает любые нововведения и изменения как излишние сложности. Идейная среда, наоборот, – это возможность самосовершенствоваться, побуждение к творческому процессу и созданию чего-то нового и уникального.