– Какое место занимает курс ОБЖ в школьной программе? Насколько серьезно к нему относятся дети?
– Курс ОБЖ занимает довольно значительное место в школьной программе. Если в начальной школе эти темы обсуждаются, как правило, на классных часах, то в 5–11-х классах данная дисциплина изучается систематически.
Поначалу дети скептически относятся к ОБЖ. Наверное, отчасти это объясняется тем, что по данному предмету нет Всероссийских проверочных работ, нет ЕГЭ, все контрольные работы – только на уровне школы. Но впоследствии отношение меняется: все-таки речь идет о безопасности в повседневной жизни, а это не может никого оставить равнодушным в наше неспокойное время.
– Довольны ли Вы стандартом по ОБЖ? Следует ли внести в него какие-то изменения?
– В курсе ОБЖ разбираются разные темы – от стихийных бедствий до элементов начальной военной подготовки.
Много времени в 7-м классе мы говорим о том, как спастись от цунами, землетрясений, торнадо и других природных явлений, которые не характерны для нашей местности. Детям про это слушать не всегда интересно, поскольку это неактуально.
Поэтому я такие темы сократил бы и добавил часы на изучение терроризма, пожаров, правил дорожного движения, что больше отвечает нашим особенностям.
К этим темам ученики проявляют большой интерес, принимают участие в конкурсе «Безопасное колесо», в олимпиаде по ОБЖ.
Кроме того, вопросы ОБЖ рассматриваются на уроках истории, биологии, географии, физики, химии. В курсе обществознания много тем, связанных с ОБЖ – терроризм, межнациональные отношения. В таких случаях в нашей школе проводятся интегрированные уроки – совместными усилиями преподавателей двух предметов. Также мы часто приглашаем на уроки сотрудников силовых структур – полиции, ДПС, военкомата.
– Но ведь в таком предмете, как ОБЖ, важно не только знать, но и уметь.
– Главная цель курса – научить детей грамотно действовать в различных чрезвычайных ситуациях. Поэтому практических занятий в курсе ОБЖ даже больше, чем теоретических, и мы им придаем большое значение.
Проводятся практические занятия по оказанию медицинской помощи – при переломе, при остановке сердца, при обмороке.
Для этого у нас имеется необходимое оборудование: аптечки, противогазы, тренажеры.
Не менее двух раз в год, как положено по закону о противопожарной безопасности, мы организуем тренировочные эвакуации всех находящихся в здании людей. Мы смотрим, как у нас действуют сотрудники охраны, учащиеся, педагоги, классные руководители, техперсонал. Следим, укладываются ли они в нормативное время – эвакуация из пятиэтажного здания, в котором находится наша школа, должна занять не больше 5 минут.
Во время эвакуаций дети и взрослые ведут себя правильно и действуют четко по инструкции.
Но и без ошибок не обходится, и мы, конечно, сразу их исправляем!
Тут надо учитывать все факторы. Пожар в здании, на чердаке, в кабинете, подвале – все это разные случаи, требующие разных алгоритмов действий. Все это зависит от конкретной ситуации. И эти ситуации мы детально обсуждаем на уроке.
– А является ли важным фактором психологическая и эмоциональная готовность ребенка контролировать свои действия в условиях форс-мажора?
– Все инструкции, которые вывешены на сайте МЧС, начинаются со слов: «Собраться, не растеряться, не паниковать, соблюдать спокойствие».
Я на уроках рассказываю детям о случае, который произошел в районе, где находится наша школа: в одном из домов случился пожар в шахте лифта, и девушка, которая в этот момент ехала в лифте, не растерялась – она намочила шарф водой, закрыла им лицо, чтобы не задохнуться, легла на пол и ждала, пока закончатся ремонтные работы.
В данном случае ей помогло не только знание элементарных правил, но и способность собраться, не поддаться панике.
– К сожалению, даже действия по правилам и собранность не всегда помогают в условиях форс-мажора. Это относится и к трагедии в Кемерове. Что там было с точки зрения специалиста?
– Могу судить только по новостям. На мой взгляд, там было грубейшее нарушение правил противопожарной безопасности.
В связи с тем, что не сработали пожарная сигнализация и система оповещения, было потеряно порядка 5–7 минут, которые стали критическими для людей, тем более что эвакуационные выходы, вопреки законодательству, были закрыты и заставлены.
То есть те, кто отвечает за безопасность, в данном случае не выполнили свои задачи. В их задачи входит ежедневный контроль сигнализации, системы оповещения, аварийных выходов, подвалов и чердаков на предмет наличия бесхозных и легковоспламеняющихся предметов, электроприборов.
– Анализировали ли вы последние ЧП в школах, какие выводы из этого сделали?
– Мы разработали паспорт безопасности для нашей школы, в котором подробно описаны все особенности нашего здания (вплоть до толщины стен). Этот документ утвержден в разных структурах – полиции, ДПС, Департаменте образования.
Также с помощью сотрудников ДПС составлен паспорт дорожной безопасности, в котором представлены маршруты безопасного пути в школу и обратно.
Кроме этих документов, есть план по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, включающий алгоритм действий в тех или иных случаях и мероприятия (викторины, конкурсы, классные часы) на эти темы.
Следим за всеми изменениями в законодательстве о гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях.
Постоянно обновляем документы, совершенствуем все системы безопасности, активно взаимодействуем с органами спецслужб.
Беседовала Ольга Дашковская