Воспитание // Статья

Что скрывается за фразой «научите меня работать с детьми с ОВЗ»

Почему мы все находимся в плену социальных установок, боимся и не можем принять других такими, какие они есть?

Что скрывается за фразой «научите меня работать с детьми с ОВЗ»
Фото: st.vkonline.ru

Современное образование, согласно действующему законодательству, предоставляет возможность получить образование и посещать учебные заведения всем детям. В связи с этим было полностью ликвидировано понятие «необучаемые дети». Массово закрываются коррекционные школы, а в общеобразовательных классах появляются дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Термины, используемые в законодательстве

Согласно ФЗ № 273 ст. 2 ч.16, ученик с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а исходя из необходимости создавать специальные условия для получения образования на основании решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии.

Понятие «ребенок-инвалид» относится к детям до 18 лет, имеющим значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, которая происходит вследствие нарушений:

  • развития и роста ребенка,
  • способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации,
  • контроля своего поведения,
  • обучения,
  • общения,
  • трудовой деятельности в будущем.

Статус таких детей установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Получается, что ребенок может быть инвалидом, но не иметь статуса ОВЗ. Сюда можно отнести детей с сахарным диабетом, пороком сердца и другими соматическими заболеваниями.

В то же время ребенок, имеющий статус ОВЗ, совсем не обязательно должен быть инвалидом. Например, дети с общим недоразвитием речи.

Но также возможно, что ребенок будет иметь и статус «обучающегося с ОВЗ», и являться инвалидом. Сюда можно отнести детей с РАС, ДЦП.

В обучении каждой категории детей есть свои психологические особенности, которые выделяют и сами педагоги. Но чаще всего все эти категории смешиваются и превращаются в пугающего монстра.

Особые дети: мифологизация

В ряде школ Москвы проведены обучающие блоки по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В результате дискуссии педагоги выделяли работу с детьми с ОВЗ как одну из самых сложных.

Многие педагоги говорили о том, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды не должны учиться с обычными детьми, так как пугают остальных детей.

Учителя также акцентировали внимание на мнение некоторых родителей, которые опасаются, что нахождение в группе «особенных» детей может представлять опасность для их детей.

В результате рефлексии удалось сделать важное открытие: дети с ОВЗ и дети-инвалиды пугают самих педагогов. Ведь тяжело видеть ребенка с пороками развития, чье поведение и реакции невозможно контролировать и жизнь которого совершенно не похожа на жизнь его сверстников.

Эмоциональные реакции заглушают профессиональные навыки.

Педагог убеждает родителей перевести ребенка в другое учебное заведение, лишь бы не испытывать ежедневный стресс от взаимодействия с ним.

Получается, что не решаются главные вопросы – адаптация среды и материала для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Все силы тратятся на решение вопроса: «Как сделать так, чтобы мне не пришлось работать с этим ребенком?».

А поскольку этот вопрос не имеет ответа, то педагог в замкнутом круге. В такой ситуации обучать учителя конкретным методам работы с детьми бессмысленно. Эта информация будет заглушаться теми переживаниями, которые он испытывает в этот момент.

Следует уделить особое внимание работе с этими убеждениями и чувствами, так как они не зависят от образования, опыта работы, возраста педагога. Они определяются социальными убеждениями, которые были и остаются в нашей культуре.

Именно по этой причине в учебный модуль была включена часть по работе с собственными убеждениями и чувствами. Только после того, как педагог разберется, что для него значит статус «ребенок-инвалид», является ли он таким же, как другие дети, или другим, можно давать конкретные методики по взаимодействию и работе с детьми с ОВЗ.

Отношения родителей к детям с ОВЗ

Важно понимать, что невозможно организовать инклюзию сразу, для этого необходимо учитывать множество аспектов. Один из таких аспектов – это отношения родителей к особенностям своего ребенка.

Во многих случаях родители не догадываются или не хотят замечать нарушения развития своего ребенка, ссылаясь на то, что «это у него характер в дедушку», «его папа только в 5 лет заговорил».

Это особенно видно по родителям детей с интеллектуальными или эмоционально-волевыми нарушениями. Действительно, эмоционально тяжело понимать, что твой ребенок имеет особенности развития, которые выделяют его среди других детей.

В нашей культуре до сих пор дозволено сказать женщине в роддоме: «Не расстраивайтесь, этого в детский дом сдайте, а себе здорового родите».

«Вашего ребенка учить бесполезно, он же в институт все равно не пойдет», «Зачем умственно отсталому ребенку игрушки, он в них все равно играть не умеет».

Авдотья Смирнова, президент фонда «Выход», говорит важные слова: «Вы не хотите, чтобы ваши дети учились вместе с “особенными”? Поздравляю вас, вы воспитываете взрослых, которые сдадут вас в казенное учреждение, где вы умрете в старческой деменции, на клеенке, в луже собственной мочи».

Родители оказываются в плену все тех же социальных установок о том, что все дети должны знать и уметь одно и то же. А если ребенок не может что-то, то он не такой хороший, как другие дети.

Именно поэтому в те моменты, когда педагог говорит родителям о том, что у их ребенка есть особенности развития, родители отрицают это.

Часто родители говорят о том, что дома таких проблем нет, а педагог просто не умеет работать. Для родителя столкнуться с этой болью слишком тяжело. Проще ее отрицать, чем признать. Нет диагноза – нет проблемы.

Принципы работы с родителями особых детей

В результате образовательной программы с педагогами дошкольных отделений были выделены важные принципы работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

  • Никто и ничто не подготовит человека быть родителем особенного ребенка.
  • Это действительно эмоционально тяжело и больно – осознавать, что у ребенка есть особенности, которые отличают его от других детей или угрожают его жизни.
  • Родители нуждаются в поддержке и профессиональной консультации. Это важный момент работы, так как родители часто бывают негативно настроены, пишут жалобы в департамент. Даже в такие моменты они нуждаются в поддержке.
  • Важно дифференцировать личные переживания и профессиональные компетенции.

Наладив контакт с родителями, осознав трудности, которые возникают при работе с конкретным ребенком, можно приступать к поиску решений.

Решений в современных условий действительно много: создание доступной среды, адаптированной образовательной программы, подключение к работе специалистов (психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог), организация тьюторского сопровождения или персональный ассистент для ребенка.

Инклюзия начинается с себя

Согласно действующему законодательству, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) определяет специальные условия, которые необходимы каждому конкретному ребенку.

Педагоги, проходившие обучение, отметили важность взаимодействия с родителями для создания специальных условий. Ведь понимание целей и путей решения проблем – это залог успеха.

Инклюзия начинается с себя, с собственного отношения к отличиям.

Ведь для того, чтобы понимать другого, необходимо понимать себя, менять привычные установки, пробовать новое, а это очень большая и нелегкая работа!



Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться