В современном образовании стойко приживается понятие об особенностях. Говорят про особенности развития, об особых образовательных потребностях или возможностях, о особенностях здоровья.
Так что же это за особенности такие? Ведь каждый хочет быть особенным.
Для начала необходимо разобраться в терминах.
Особые возможности здоровья (ОВЗ)
Если просто прочитать эти слова, то никакого особенного смысла в них нет. Ведь у каждого из нас свои особенные возможности здоровья. Кто-то высокий и быстро бегает, кто-то невысокий и отлично прыгает, у кого-то насморк, а у кого-то язва. Это все особые возможности нашего здоровья.
Но для образования все иначе.
В образовании ОВЗ – это такие особенности, которые не дают ребенку возможности получать образование на общих условиях.
Ему требуется создание особых условий для получения образования.
Особые условия
И тут тоже из названия не вытекает очевидных ответов. Многим из нас необходимы особые условия для получения образования: кто-то продуктивнее работает утром, а кто-то вечером. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кто-то может только через текст. Для кого-то публичные выступления – это весело, а у кого-то начинается паника и он забывает даже то, что отлично знал. Для каждого нужны свои, особые условия.
Но в образовании, как мы помним, все иначе. Особые условия делятся на несколько категорий: адаптированная программа, технические средства (это особенно актуально для детей с нарушением слуха или зрения, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата) и специалистов, которые необходимы ребенку.
Например, ребенку с нарушением слуха необходим не просто дефектолог, а именно сурдопедагог.
А ребенку, у которого нет вокальной речи, нужен не просто логопед, а специалист по альтернативной коммуникации.
В среде специалистов, работающих в образовании, существует два лагеря. Одни говорят, что у детей есть особые образовательные возможности. И этот лагерь стойко отстаивает коррекционные школы.
Логика тут простая: если ребенок не может освоить материал – это его проблемы. Мы, педагоги, тут ни при чем.
Есть программа, стандарты, не интересно на занятии – ну, переводитесь в коррекционную школу, там всех научат. Дворники всегда нужны.
Второй лагерь – это те, кто говорит об особых образовательных условиях. Тут логика иная: для того чтобы ребенок освоил программу, нам, педагогам, надо постараться и сделать все для того, чтобы помочь ребенку.
А это очень сложная задача, если педагог один, а детей 30.
Здесь сразу вспоминается про «один в поле не воин».
И это действительно так.
Для того чтобы создать те самые особые условия, необходимы специалисты.
Нужны тьюторы и ассистенты. Нужны психологи, дефектологи и логопеды. Нужна команда тех, кто слаженно работает.
В таком случае, если в группе находится ребенок, который не может освоить программу на общих условиях, тьютор ее адаптирует. Если у ребенка проблемы с самообслуживанием, то ассистент помогает ему. Дефектолог помогает с развитием западающих областей, логопед (при необходимости) работает над речью или над альтернативной коммуникацией (карточки, планшет, синтезаторы речи), психолог помогает не только ребенку, но и педагогу, группе и родителям для того, чтобы вся эта махина заработала.
Ну что, кто еще хочет быть особенным?
Получается, что образование попадает в поле двойных стандартов.
Вроде бы все дети у нас особенные, все мы работаем на развитие их индивидуальности.
Но есть и особенные «особенные» дети. И быть особенным – это хорошо, а особенным «особенным» не очень.
И в этих двойных посланиях живут не только педагоги, но и родители. Приходя в учебное заведение, они скрывают «особые особенности» своего ребенка. Они часто говорят педагогам про «сложный характер», про то, что «дома он так себя не ведет», что «вы просто не можете найти к нему подход».
Потому что это очень страшно, когда у тебя «особенный» ребенок.
По ТВ, на центральных каналах говорят о том, что это родители виноваты в болезнях своих детей, что только у родителей-алкоголиков рождаются дети-инвалиды. Это далеко от истины, и профессиональное и научное сообщество каждый раз опровергает эту информацию, но подобные заявления всегда делают рейтинги. А выбирать между правдой и деньгами очень сложно.
При таких посланиях родитель никогда не согласится с «особыми» особенностями своего ребенка. Потому что при такой схеме это он, родитель, виноват в том, что у него такой ребенок.
А если родитель «особенности» своего ребенка не признает, у образования практически нет возможности создать особые условия для того, чтобы ребенок получал образование.
Замкнутый круг
Родители не хотят особенных детей, они хотят обычных…
И педагог остается один на один с 29 особенными детьми и одним особенным «особенным». И это он во всем виноват, не может найти подход, неправильно учит. И у него, так же как и у родителя, нет никакой поддержки. Потому что стандарты и экзамены, жалобы в департамент.
Так с кого же начать распутывать этот клубок?
Может быть, с развития социальной инклюзии.
Когда на центральных каналах вместо обвинений родителей будут говорить про то, что бывают больные и здоровые и с этим можно жить.
Что все дети имеют право на образование и жизнь, что в будущем они найдут себе работу. Потому что экономически выгодно иметь работающего гражданина, который платит налоги, а не того, кто живет всю жизнь на социальную пенсию по инвалидности.
Может быть, стоит поддерживать педагога, к которому пришел «особенный» ребенок.
Добавить ставку помощника на время адаптации ребенка, подключить специалистов.
Может быть, психологу разговаривать с родителями о том, каково это – растить особенного «особенного» ребенка. Искать ресурсы и возможности для комфортной жизни.
Потому что если и родитель, и педагог, и общество будут относиться к «особенным» особенным людям так же, как и к «неособенным», то жить станет проще и комфортнее.
Не имеет смысла настаивать на инклюзии в образовании, если во всех остальных общественных институтах ее нет.