Например, в проекте строительства школ на одно школьное место в школе, предназначенной для 400 учащихся, закладывается всего 608 тысяч рублей. Однако, как считает аудитор Счетной палаты Александр Мень, по действующим методикам расчетов цена строительства складывается из НЦС (норматив цены строительства), оборудования, в том числе цифровизации, и составляет 971 тысяч рублей за одно место. То есть Министерство просвещения, по его словам, «заведомо закладывает риски невыполнения поставленных задач».
В министерстве после обращения Счетной палаты взялись эти параметры откорректировать.
Также Мень обратил внимание на то, что зачастую статистика не отражает реальное положение дел.
Так, потребность в детских садах для старших дошкольников сегодня закрыта на 99%. Но добились этих высоких показателей в некоторых случаях за счет ухудшения условий: использования неприспособленных помещений, увеличения количества детей в группах и так далее.
В настоящее время, по словам Александра Меня, удовлетворение потребностей по доступности яслей для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет составляет меньше 80%. Поэтому нужно сосредоточиться на решении этой задачи, не повторяя ошибок прошлых лет.
Наконец, главный вопрос: ранее Счетная палата указала на то, что объем финансирования нацпроекта «Образование», заложенный в проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период на 2020–2021 годы, не соответствует паспорту нацпроекта.
Согласно проекту бюджета, на реализацию нацпроекта планируется выделить в 2019 году 103,2 млрд рублей, в 2020 году – 117,6 млрд рублей, в 2021 году – 127,7 млрд рублей. В то время как в соответствии с паспортом нацпроекта предусматриваются бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 101,0 млрд рублей, на 2020 год – 121,6 млрд рублей, на 2021 год – 131,7 млрд рублей.
Мы попросили наших экспертов разъяснить эти нестыковки.
Олег Смолин: «Правительство предполагает, а Минфин располагает»
«Меня не удивляет, что проект бюджета расходится с паспортом программы. К сожалению, это стало уже обычной практикой, – говорит первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – Например, на федеральную целевую программу строительства новых школ согласно паспорту предполагались ассигнования в размере 50 млрд рублей в год, но до сих пор выделялось по 25 млрд, в следующем году будет 43 млрд.
Приведу другой пример. Есть согласованные Минобрнауки и Минфином нормативы финансирования образовательных программ в разных вузах, но реально они будут выполнены только в 2020 году, а пока бюджетные расходы меньше установленных показателей.
Так что правительство предполагает, а Минфин располагает.
Паспорт той или иной федеральной целевой программы или нацпроекта повышает шансы их финансирования, но вовсе не является гарантией того, что реальные ассигнования будут совпадать с запланированными».
Татьяна Клячко: «В проекте бюджета указаны не все средства»
Доктор экономических наук, директор ФИРО-РАНХиГС по стратегии и методологии Татьяна Клячко придерживается иного мнения: «Во-первых, в 2019 году по проекту бюджета предусмотрено больше, чем по паспорту проекта, во-вторых, паспорт проекта дорабатывается, в-третьих, есть еще расходы субъектов Российской Федерации и внебюджетные средства, которые отражаются в паспорте проекта, но не в проекте бюджета – там показаны только федеральные деньги».