Воспитание // Колонка

«Верить в безграничность ребенка». Первая заповедь

Что происходит, когда учителя улыбаются детям и любят их такими, какие они есть?

«Верить в безграничность ребенка». Первая заповедь
Фото: businessman.ru

Я работаю с детьми с 1951 года, когда я студентом второго курса Тбилисского университета начал свою трудовую деятельность в школе, для того чтобы поддержать маму и младшую сестру. И с тех пор я так полюбил эту работу, что перед ней поблекли все другие карьерные горизонты. Теперь я вижу, что выбрал наилучший путь в своей жизни.

Но тогда, в первые годы работы в школе, у меня многое не получалось. Я готовился к урокам всю ночь, а когда я приходил к детям, они уводили меня в сторону от темы. Например, я планировал рассказать о букве «Р», в качестве примера приводил слово «Рыба», а дети начинали рассказывать о том, какие у них дома аквариумы и как они с папой ездят на рыбалку. И урок не удавался, не приносил никаких результатов.

Тогда я придумал для себя три заповеди.

Первую заповедь я сформулировал так: «Верить в безграничность ребенка».

Сам я тогда еще не верил в эту истину. И не только я, но вообще советские учителя не верили в это. Поэтому в тот период процветала авторитарная педагогика, основанная на принципе кнута и пряника. Пряник – для успешных и послушных учащихся, кнут – для тех, кто плохо себя ведет: на таких детей можно накричать, поставить им двойку, выгнать из класса, повести их в кабинет директора, вызвать родителей в школу…

Я тоже иногда прибегал к некоторым из этих способов, но после того как я сформулировал для себя первую заповедь, я стал очень сомневаться в своих прежних методах.

Шли годы, я постепенно проникался этой мудростью и постигал детей. Оказалось, что действительно возможности ребенка не имеют ни начала, ни конца.

В чем это проявляется?

В первую очередь в могуществе Духа и Воли. И вместе они способны творить чудеса. Но для того чтобы это произошло, необходимо сосредоточиться сегодня и сейчас на достижении главной цели, а не откладывать это на потом.

Но прежде мы должны для себя определить, что мы хотим совершить в данный момент. Пусть это будет саморазвитие, самосовершенствование, раскрытие способностей, заложенных в нас природой. И для этого надо отрешиться от сиюминутных соблазнов ради того, чтобы изменить себя.

И вот мы с моими коллегами в Грузии – а это было еще в советские времена – задались целью раскрыть умственные способности наших учеников.

Тогда педагогика ограничивала возможности детей, а мы начали развивать их мышление – самостоятельное, самобытное. Мы не заставляли детей учить наизусть стихотворение или пересказывать прочитанный параграф. Мы просили их выразить свое отношение к каким-то событиям их жизни, поделиться тем, что их радует или огорчает.

Мы увидели, что благодаря такому подходу дети быстро овладевали программами: если ребенок мыслящий, он открыт к процессу познания и мотивирован к нему.

Как раз тогда в СССР произошло одно отрадное событие: трудящиеся перешли на пятидневную рабочую неделю, а мы решили установить пятидневную учебную неделю.

А на пороге школы уже стояли шестилетние дети. Родители даже исправляли в документах год рождения ребенка, чтобы пораньше отдать его учиться. Многие понимали, что детей трудно удержать в детском саду, им нужно что-то большее.

И мы решили начать эксперимент по обучению шестилеток. Приняли детей в школу и получили чудо.

Оказалось, что шестилетние дети лучше осваивают программу первого класса, чем семи- и восьмилетние.

А разгадка этого парадокса в том, что шестилеткам было трудно учиться, а трудность – это стимул.

Но особенных успехов мы добились тогда, когда попросили учителей сменить тон, улыбаться детям и полюбить их такими, какие они есть.

Тогда учителя, полюбив якобы отстающих детей, сделали из них сильных. Поэтому понятия: необучаемые, неуправляемые, невоспитуемые – исчезли из обихода.

Благодаря этому мы увидели, сколько в детях любви и доброты, и возникло то, что Сухомлинский называл законом духовной общности.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться