Верить в преобразующую силу гуманной педагогики – это значит общаться с ребенком не сверху вниз, а на равных.
Вы скажете: «Мой опыт и знания гораздо больше, чем у моего ребенка». Но наступит время, и ваш ребенок вас обгонит. Ваши знания отстанут, Ваш опыт поблекнет.
Если этого не произойдет, то общество погрузится в застой.
Дети обязательно хотя бы на полшага должны опережать своих родителей, иначе наше воспитание бессмысленно.
Воспитывайте ваших детей так, чтобы они стали лучше вас. Сколько терпения для этого потребуется! Это терпение хранится в гуманной педагогике.
Некоторые думают, что гуманная педагогика – очень простая: надо любить детей, и все.Больше любишь детей – больше будет гуманизма, меньше любишь – меньше гуманизма.
Но это ложное представление.
Гуманность – это самопознание, постоянный поиск своего предназначения. Umen на санскрите – искать. В нашем языке есть слово «умный», которое произошло от этого корня. Значит, умный – это тот, кто ищет.
Мы часто говорим ребенку: «Будь умницей».
Это означает: переходи дорогу в положенном месте, не ссорься ни с кем, поднимай руку на уроке. То есть береги себя и будь хорошим.
Но по большому счету это означает: «Ищи в себе свою суть».
Такими наставлениями мы помогаем ребенку погрузиться в самопоиск.
Вот это и есть настоящая гуманность.
Поэтому гуманная педагогика – это не ласки и поцелуи, не одаривание ребенка подарками, не вседозволенность.
Эта педагогика имеет свои жесткие рамки. Она помогает ребенку заглянуть в свой внутренний мир, искать себя в творчестве, открывать в себе совесть.
Гуманная педагогика дает не свободу в обычном понимании, а зависимость от своей совести.
Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас испытывал эту диктатуру совести. Но это очень тяжелое чувство, и мы всегда хотим заглушить голос своей совести.
Ведите дневники, доверьте бумаге свои чувства, желания, стремления, объясните, что вам удается, что не получается, проанализируйте причины своих неудач. Эти дневники нужны не для потомства, а для генеральной уборки своей души.
Дети не готовятся к жизни – они уже живут. Сами живите интересно и им дайте такую же интересную жизнь.
Сухомлинский писал, что без духовной общности нет воспитания. А из чего эта духовная общность складывается? Из взаимного доверия, сопереживания, сотрудничества. Педагогика сотрудничества вдвое увеличивает шансы ребенка на успех по сравнению с авторитарной педагогикой.
Вот таковы три моих заповеди: