Блоги // Колонка

Как увлечь детей и оживить школьные уроки

Что лучше для учебы: пассивное слушание или активные действия?

Как увлечь детей и оживить школьные уроки
Фото: value-psychology.com

Общаясь с учителями, чаще всего слышу одно и то же: «Не могу привести детей в чувство, они не реагируют на замечания» и тому подобное. Я часто думаю, что мне повезло – в дополнительном образовании проще. Нозадумался: можно ли перенести эту легкость дополнительного образования в общеобразовательную школу?

Деятельностный подход

Недавно я принял участие в интересном проекте Института проблем образовательной политики «Эврика», который назывался «Сетевая подростковая школа», курировал одну из площадок по направлению «Сетевой театр». И в который раз убедился, что сила театра и деятельностного подхода безгранична.

Тридцать детей, никогда не имевших отношения к театру, не выходивших на сцену, не игравших роли. Тридцать школьников из шестых и седьмых классов. Чего можно было от них ожидать?

Я понимал, дети могли отказаться участвовать. Тогда мне пришлось бы объяснять им, зачем все это нужно, уговаривать. Но все прошло на удивление легко. Мы сразу перешли к практике, и дети с удовольствием выполняли все задания.

И я задумался: откуда у них столько энтузиазма на деятельность, которая не является основной и не несет никаких видимых бонусов? И почему этого энтузиазма нет на уроках?

Ведь ситуация вроде бы идентичная: дети редко понимают, зачем им пригодится химия, и так же слабо представляют, зачем выстраивать из стульев мизансцену библиотеки или самолета и выносить истории из школьной жизни на сцену.

Есть такой секрет в деятельностной педагогике: дети лучше усваивают знания, когда делают что-либо руками. Голая теория надолго не запоминается.

Поэтому на уроке химии детей приходится мотивировать, а в театре они играют легко и без принуждения.

Примерка на себя

В прошлом году мне посчастливилось присутствовать на другом блоке сетевой подростковой школы – «Школа инженерной культуры». Сложно передать, с каким азартом дети создавали из подручных материалов мосты –сначала простые конструкции, потом сложные, разводные. Думаю, даже 50 раз прочитанная страница учебника по физике по теме «Блоки» не даст столько полезного результата, сколько дети получили, даже не зная, что они создавали блоки.

Я сам в какой-то момент не удержался и начал конструировать мост. Получилось у меня, честно говоря, хуже, чем у детей, но я был вовлечен в этот процесс на все 100%. Я познавал этот мир, не понимая, пригодится мне этот навык или нет и зачем я вообще делаю это сейчас.

И тут я подумал – почему бы школьным учителям на своих традиционных уроках не исходить из того, какая подача материала была бы интересна им самим? Сидеть и конспектировать параграф, слушать нудное объяснение какого-либо физического закона или что-то создавать, конструировать, делать выбор, обсуждать версии?..

И вообще, стали бы вы слушать неинтересного учителя?.. Нет? Тогда почему мы думаем, что это должно быть интересно детям?

Урок – это игра

Почему театр и театральные коллективы так привлекают людей и детей, и взрослых? В моем народном театре при Дворце культуры в Екатеринбурге, например, были люди от 18 до 55 лет. Им всем было интересно.

Может, секрет в том, чтобы основывать уроки и учебные программы на интересе, и тогда в них появится эффективность и полезность?..



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Читайте также в рубрике «Блоги»

Новости





























































Поделиться