Без рубрики // Колонка

Не так страшна школа, как ее малюют

В сети недавно прошла волна обсуждений статьи 11-летнего мальчика, рассказавшего о страхах ребенка, потерявшего интерес к учебе в школе. Его пост указал, безусловно, на больные места школьного образования.

Не так страшна школа, как ее малюют

Юный автор вскрыл возможные причины, но лишь те, что доступны пониманию ребенка. К ним следует добавить еще одну.

Большинство детей пропускают уроки просто потому, что не нужны своим родителям.

Приведу пару примеров.

Куда уходит детство

Д. – старшая дочь разведенных родителей. Мама выпивает, временно не работает, состоит на учете в наркологическом диспансере.

Социальный педагог попыталась дозвониться матери девочки, чтобы выяснить, почему её дочери так часто нет в школе. На телефонные звонки мать не отвечала. Удалось поговорить с ней только тогда, когда социальный педагог пришла в дом. Оказалось, что мать не знает, где находится ее дочь.

Педагог выяснила, что родительница посвящает девочку во все свои проблемы, пренебрегая при этом интересами ребенка. Д., наоборот, жалеет мать и вместо того, чтобы учиться в школе, помогает ей по хозяйству, присматривает за младшим братом.

Иногда деньгами помогает тетя – сестра матери, но этого не хватает. Ребенок вынужден подрабатывать.

За копейки девочка моет посуду и полы в кафе, из-за этого периодически по несколько дней не появляется в школе.

Так женщина со сломанной судьбой безответственно разрушает жизнь дочери.

Мечте поможет школа

Сама Д. объяснила, что из-за частых пропусков уроков стала неуспешной в учебе, попала в замкнутый круг и теперь не знает, как из него выбраться и возможно ли все это преодолеть.

Работники соцзащиты желая помочь ребёнку, пригласили женщину обсудить судьбу её дочери. Когда они предложили помочь ребенку с поступлением в колледж, мама просто сказала: «А я не хочу!» Есть ли в нашей стране управа на таких родителей? По Статье 5.35 КоАП РФ, родители, не выполняющие свои родительские обязанности, заплатят штраф от 100 до 500 рублей. И все.

Таким образом, чуть ли не единственной опорой в социализации Д. стала школа.

Педагоги для Д. разработали индивидуальное расписание, чтобы она смогла подготовиться и сдать экзамен, который она не осилила в прошлом году.

Д. справится, получит аттестат и сможет исполнить свою мечту – стать парикмахером. Я верю в неё.

Не имей сто рублей...

М. – старший из трех детей. Родители развелись, когда ему было 9 лет. Отец применял к детям жестокие «меры воспитания»: наказывал физически, ставил на горох (в прямом смысле этого слова) и т.п. Мать не вынесла этого и подала на развод, а после ушла с головой в работу.

Дети остались практически без присмотра. В какой-то момент М. понял, что можно в школу не ходить. Младший брат последовал примеру старшего. Более того, поговорить с мамой можно было только вечером, когда она возвращалась с работы.

Семья, обеспеченная финансово, порой лишает себя главного – общения

«Еда в холодильнике всегда есть, одежда новая, модная; в доме чисто», – оправдывается мать в комиссии по делам несовершеннолетних. Не желая портить отношения с детьми, она ничего им не запрещает. А если вспомнить причину развода, то еще и жалеет детей, которым пришлось несладко в раннем детстве.

Обуза для матери

М. сказал, что хочет стать поваром. Когда он говорит об этом, то улыбается. Все остальное время выглядит отстраненным: натягивает капюшон, скрещивает руки и ноги, смотрит в пол. А еще твердит, как мантру, что, как вырастет, будет жить отдельно, «и квартира есть» (мама кивает при этом).

Мальчик считает, что это из-за него матери так тяжело. Она же не пытается изменить ощущение ненужности у ребенка.

Вместе с тем, когда семье предложили разместить детей в приюте, чтобы сотрудники центра обеспечивали присутствие ребенка в школе, и сыновья и мама категорически отказались.

Тогда на помощь снова пришла школа. Для М. предложили очно-заочную форму обучения, также разработали индивидуальное расписание, чтобы у него была возможность сдать четыре экзамена ОГЭ и получить аттестат.

Таких примеров, к сожалению, практически в каждой школе наберется не один десяток. Но мало кто знает, что у школ найдется решение для каждого из них. Незачем прогуливать, достаточно выбрать иной способ обучения. Другое дело – социальный быт.

Школа не для всех

Сегодня в мире не все дети могут учиться. Даже попасть в школу для многих из них проблема. Часто это невозможно в силу бедности, этнической принадлежности, пола, инвалидности или из-за военно-политического конфликта в стране. А если ребенок и поступает в школу, порой оказывается к ней просто не готов. Голод, болезни, недостаток вложений со стороны родителей приводят к тому, что дети физически не способны учиться.

Основной причиной, по которой некоторые дети не получают образование, мировым сообществом считаются плохие социальные условия жизни ребенка.

Если говорить о мировых проблемах, то не хватает навыков, а также мотивации, не только школьникам, но и самим учителям. Как отмечает Всемирный банк, почти во всех странах 15-летние подростки, которые планируют стать учителями, не дотягивают до среднего результата теста международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в своей стране.

Москва слухам не верит

Как известно, результаты тестирования PISA в Москве стабильно довольно высокие. Это говорит в том числе и о высокой эффективности социально-педагогической работы Школы. В связи с этим очень хочется, чтобы это направление обязательно нашло свое отражение в Стратегии развития московского образования, широко обсуждаемой педагогическим сообществом Москвы.

Тем же, кто транслирует статьи о том, как школа плоха, хочу пожелать пользоваться проверенной информацией. Не обижайте тех, кто ежедневно честно и ответственно работает, чтобы дети хотели приходить в школу каждый день, компенсировали дефицит человеческого общения и получали поддержку в достижении своих мечтаний.



Новости





























































Поделиться