Прежде всего, он поделился с участниками клуба мнением о том, что деньги – плохой хозяин и в то же время очень хороший слуга. Поэтому финансирование не господин, который управляет нами, а слуга, который должен нам подчиняться.
«Если вы сумеете подчинить финансирование педагогическим целям, у вас будут педагогические результаты. Если не сумеете, у вас будут только расходы», – подчеркнул глава Московского департамента образования.
Как отметил Исаак Иосифович, главным ориентиром для столичных управленцев являются социально-педагогические цели, поставленные правительством Москвы:
1. Обеспечение равных прав горожан на ресурсы города;
2. Обеспечение особого внимания к потребностям детей-инвалидов;
3. Обеспечение мотивации всех городских учреждений к массовому высокому качеству образования горожан.
Важным фактором повышения качества образования в московских школах является материальное поощрение директоров и педагогических коллективов.
Московское правительство выделяет гранты школам от 2 до 15 млн. рублей (в следующем году размер грантов планируется увеличить). Однако, по убеждению Исаака Калины, главным стимулом для директоров и педагогов является не столько количество дополнительных средств, сколько объективность и прозрачность их распределения.
Критерии ясны и понятны каждому: это количество учащихся и их образовательные результаты, из которых складывается рейтинг школы.
Отсюда один из главных принципов финансирования – формульность («деньги следуют за учеником»). И формула эта очень проста: количество обучающихся, помноженное на норматив в расчете на одного учащегося. Статус школы и ее штатное расписание значения не имеют.
«Количество учащихся свидетельствует о востребованности школы», – считает Исаак Калина.
И поскольку одной из приоритетных социально-педагогических задач является обеспечение особого внимания к потребностям детей-инвалидов, то для них предусмотрен норматив с повышающим коэффициентом 2 или 3, а в итоговый расчет рейтинговых баллов включены слагаемые, учитывающие работу школы с детьми-инвалидами.
Причем баллы, начисленные за результаты детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (по показателям ЕГЭ, ОГЭ, диагностикам, дошкольникам, олимпиадам) умножаются на коэффициент 3 и 5.
Финансирование столичных школ Исаак Калина охарактеризовал как личностно-ориентированное, поскольку в основе бюджета – запросы ученика.
Задача школы – стать агентом города, открыть для каждого ученика доступ к разнообразным возможностям мегаполиса.
В заключение Исаак Калина сформулировал главный вывод: педагогика без денег бессильна, а деньги без педагогики бессмысленны.
Правда, не всех устраивает нынешняя система финансирования столичного образования.Например, норма о том, что должностной оклад директора школы зависит от средней зарплаты 50% педагогических работников данной образовательной организации с наименьшими зарплатами.
Директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн считает, что данное требование заставляет директоров увольнять малооплачиваемых по столичным меркам педагогов и увеличивать нагрузку на оставшихся, что не способствует повышению качества их работы.
В процессе обсуждения доклада участники клуба задавали вопросы. Так, им важно было узнать, откуда брать дополнительные ресурсы так называемым «отстающим» школам, занимающим последние строчки рейтинга?
По словам Исаака Калины, в Москве с целью поддержки таких школ осуществляется проект «Школа без образовательных тупиков», однако средства получают только те образовательные организации, администрация которых работает не более трех лет. В противном случае поддержка бесполезна, уверен глава столичного департамента образования.
Один из главных вопросов, который волновал участников дискуссии, заключался в том, что мешает регионам позаимствовать московский опыт?
Выдвигались разные версии: отсутствие необходимых ресурсов, невозможность объединения школ в крупные образовательные комплексы в сельской местности или в территориях с особыми климатическими условиями…
Некоторые полагают, что руководителей региональных органов управления образованием отпугивает выравнивание статуса школ, как это сделано в Москве, где с этого учебного года упразднили названия «гимназии» и «лицеи», и все образовательные организации стали школами.
Однако многие участники дискуссии сошлись на том, что причина сложной ситуации в системе образования ряда субъектов РФ связана не столько с дефицитом средств, сколько с муниципальным статусом большинства российских школ.
Кстати, московские школы имеют региональный статус, поскольку Москва – и город, и субъект РФ.
Известный московский директор Ефим Рачевский отметил, что Министерство образования и науки РФ поставило задачу перевести учредительство школ с муниципального на региональный уровень с целью повышения качества образования и создания единого образовательного пространства, и поддержал эту идею.
Пилотный проект по решению этой задачи стартовал в нынешнем году.
Ольга Дашковская
Фото Ирины Кучерявой