Образовательная политика // Статья

Одиннадцать лет в школе – это много или мало?

  • 11 ноября 2024

На днях помощник президента Владимир Мединский сказал, что продолжительность получения образования в российских школах следует сократить, чтобы подростки раньше начинали заниматься профориентацией. Обучение в течение 11 лет он назвал «непозволительной роскошью». Министр просвещения России Сергей Кравцов пояснил, что на текущий момент такие изменения не обсуждаются. Однако не исключил, что в будущем это может рассматриваться.

– Вряд ли стоит называть роскошью 11 лет обучения, но всё-таки я согласна с тем, что школьный период вполне можно было бы и сократить, причём без ущерба для всех, – считает Елена Лобанова, первый проректор Российского нового университета. – Вспомните старшее поколение, к которому относимся и я, и Мединский, и Кравцов, мы все заканчивали именно 10-летку, причём в большинстве своём дети шли в первый класс неподготовленными. Это сегодня ребят уже в детском саду учат и читать, и писать, и разговаривать на иностранном языке, а тогда очень многие только в начальной школе начинали изучать алфавит и арифметику. Но, несмотря на это, каким-то образом мы все успешно овладевали школьной программой, имели прочные знания по математике, русскому, физике, химии, биологии и другим предметам, умели многое делать руками – благодаря урокам труда, причем в средней школе проходившим по разным программам для мальчиков и девочек. А потом многие поступали в вузы – опять же, владея только знаниями в объёме школьного учебника.

То есть дело не в том, сколько лет человек учится, а в том, насколько грамотно организован процесс обучения, по каким методикам, программам и учебникам он учится, какие учителя его учат.

Что думают студенты разных вузов об этом?

Вячеслав Боровиков, Российский новый университет, 1-й курс:

Лично я только к выпускному классу сумел морально и физически подготовиться к вступлению в новую жизнь, понял, какие предметы действительно понимаю, и какие понадобятся в будущем. Поэтому 11 лет обучения, на мой взгляд, это оптимальный срок для получения школьного образования. Может показаться, что в программе много лишнего, но на самом деле, всё это кусочки паззла, без которых очень трудно создать единую картину мира.

А ещё у многих ребят где-то к 6–7 классу интерес к учёбе очень сильно снижается, а вновь возобновляется ближе к окончанию школы. Поэтому если сократить срок обучения, можно многое потерять в плане мотивации к получению образования в дальнейшем.

Павел Завгородний, Российский новый университет, 3-й курс:

Чтобы найти себя в чем-то и осмыслить, зачем ты вообще нужен в обществе, 11 лет более чем достаточно. Я считаю, что общеобразовательная школа, в первую очередь, это школа жизни. За эти годы каждый должен попробовать себя в одном, другом, третьем, выбрать то, что ему по душе, и развиваться в этом направлении. А если сократить сроки обучения до 9-10 лет, человек просто не успеет понять, чего он хочет от жизни.

Синг Ранвир, Университет «Синергия», 3-й курс:

У меня двоякое впечатление. С одной стороны, действительно, жалко тратить 11 лет на учёбу в школе, ведь тот объём знаний, который там дают, можно освоить за более короткие сроки. С другой стороны, школа ведь не только для этого нужна, у неё гораздо более широкие задачи, чем просто освоение программы. Она помогает понять, чем человек хочет заниматься и к чему он расположен. Одним для этого достаточно 9 лет, другим и 12-ти мало.

Арсений Зорин, Российский новый университет, 2-й курс:

Чтобы ответить, много ли 11 лет или мало, надо рассмотреть и ряд важных моментов. Например, в каком возрасте ребёнок идёт в школу. Если в 6, то ему нужно больше времени на адаптацию к нагрузкам, то есть 11 лет – в самый раз, если в 7, тогда можно и сократить сроки обучения до 10 лет. Опять же, с каким запасом знаний ребёнок пришёл в 1 класс, либо он уже многое умел, либо его только тут научили грамоте и счёту.

Если считать целью обучения в школе формирования прочной базы знаний, развитие ребёнка, то 11 лет даже мало, ведь в других странах вообще 12- и даже 13-летнее обучение. А если надо просто натаскать ученика на что-то одно, ориентируя его на конкретную профессию, то тут достаточно и 9 лет. Лично я – за то чтобы ничего не менять в сроках.

Елизавета Рогова, Международный юридический институт, 2-й курс:

Не надо ни сокращать, ни увеличивать сроки обучения! За 11 лет ученик вполне способен понять, к чему у него лежит душа и способности. Будет меньше – станет хуже, возрастёт риск ошибок. А если сделать срок больше, снизится эффективность обучения, потому что школьник больше будет думать о вузе, в который собирается поступать, а не о школьной программе.

Анастасия Герасимова, Российский новый университет, 2-й курс:

Лично я, окончив 11 классов, ничуть не жалею об этом, потому что за это время смогла не только определиться с профессией и вузом, но и получить больше полезных знаний, которые мне значительно помогли. А для кого-то, допускаю, они были лишними, и им лучше было уйти раньше.

Дарья Бородаева, Российский новый университет, 2-й курс:

В школе мы не просто «отбываем срок», а учимся учиться, готовимся к взрослой жизни. Вплоть до окончания школы мы всё-таки считаемся детьми, и уменьшать срок обучения – значит, лишать нас детства. К тому же, важна социализация, и если выпустить ребят раньше, им будет трудно войти во взрослый коллектив.

Анастасия Кадеева, Российский новый университет, 1-й курс:

Я считаю, что 11 лет – оптимальный срок, но в старших классах слишком много времени тратится на изучение непрофильных дисциплин, а это время можно было потратить на подготовку к экзаменам.

Екатерина Зиновьева


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube