Блоги // Статья

«И хор в нашу честь не споет…»

Педагоги дополнительного образования числятся по низшему разряду – они ущемлены и в зарплате, и в наградах. Но подчас именно в рамках допобразования формируются интересы и взгляды ребенка, реализуются его способности, происходит настоящая социализация, возникает подлинное товарищество, повышается самооценка.

«И хор в нашу честь не споет…»

Недавно в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания по развитию системы дополнительного образования в России. Вела заседание председатель Комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина, заявившая, что уровень охвата детей системой дополнительного образования должен достигать 75%, а этого пока нет. Далее высокопоставленная чиновница справедливо заметила, что вопрос о дополнительном образовании сегодня стоит весьма остро: «Сфера дополнительного образования является тем пространством, с помощью которого у детей воспитываются позитивные ценности. Главное, чтобы не сокращался объем программ в сфере допобразования, так как вместе с ними уйдут содержание и методики». Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софья Мозглякова в своем выступлении сказала, что готовится введение профстандарта и в области дополнительного образования, которое хотя и не гарантировано государством, но без поддержки государства функционировать не может. Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ, эксперт Сергей Менделевич обратил внимание на проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить о том, как /…/ вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого… За последние шесть лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тыс. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогают». По мнению министра О. Васильевой, в каждой школе должны наличествовать пять бесплатных кружков, а вообще образовательному учреждению рекомендуется иметь спортивные секции, театральную студию, хор/ансамбль, кружки естественно-технического профиля.

Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец убедительно прогнозирует: «В рамках дополнительного образования, я надеюсь, /…/ произойдет серьезный прорыв, потому что мы дадим возможности каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера, и это будет уже в нормативных документах системы общего образования».

Хор это прекрасно! Ведь припевать и подпевать, как известно, «лучше хором»! Но реальность как-то упрямо не сдается перед этими чудесными перспективами. В школах насаждаются платные услуги (Центры детского творчества объединяются со школами, и сразу число бюджетных мест в кружках и секциях сокращается), выходы/выезды в музеи, на экскурсии стали редким делом (директора боятся аварий и других эксцессов, педагоги – оформления кучи бумаг и разных инцидентов; перестраховщики говорят: «Вот со своими родителями, пожалуйста, пусть дети едут, куда им вздумается»), массово закрываются или «оптимизируются» школьные музеи, нет средств на закупку спортивного инвентаря, музыкальных и технических инструментов, костюмов, декораций, на проезд группы чтецов с руководителем на конкурс, на оформление экспозиций в холлах школ, на грамоты ученикам. Педагоги допобразования числятся по низшему разряду – они ущемлены и в зарплате, и в наградах. А я уж не буду развивать мысль о том, что подчас именно в рамках допобразования формируются интересы и взгляды ребенка, реализуются его способности, происходит настоящая социализация, возникает подлинное товарищество, повышается самооценка. Директора иногда не понимают значения имеющихся у них коллективов. Так, одна руководительница назвала Образцовый детско-юношеский фольклорный ансамбль «Игранчики» п/у заслуженного учителя РФ Татьяны Гвайты «кружком». Кто-то скажет: да дело не в названии. Только вот из данного названия, на мой взгляд, сильно «дует» отношением. Недавно отпраздновал свой 30-летний юбилей историко-краеведческий клуб «Искатель», созданный историком, энтузиастом, публицистом Аркадием Кузнецовым. И вот мыкается этот отряд по школам, библиотекам, музеям, не имея возможности обрести долговременного пристанища и хоть какого-либо финансирования.

Допобразование за последние годы лишилось массы квалифицированных кадров. Но продолжают приносить не «дополнительную», а самую что ни на есть основную славу России такие ансамбли, как, к примеру, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Народный ансамбль песни и танца «Калинушка» (г. Шуя, Ивановская область) под блестящим руководством Почетных граждан города Шуя, Заслуженных работников культуры РФ Виктора Худякова и Александра Смирнова. Может, пока стоит «охватить вниманием» тех людей и те коллективы, которые продолжают прекрасно делать свое дело, «воспитывать позитивные ценности», никак не нуждаясь в профстандарте, а в доброй опеке и внимании – очень даже? Или опять у нас цифры победят конкретных людей, и мы хором будем восклицать: «Как же так получилось?» А концертмейстер разведет руками…



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться