Навигатор для родителей и учителей // Тема дня

Алексей Голубицкий: «Школьное детство имеет невероятное значение для общего счастья человека»

Разговор ко Дню знаний

Алексей Голубицкий: «Школьное детство имеет невероятное значение для общего счастья человека»
Фото: ru.freepik.com

1 сентября – всегда волнующий день для родителей, особенно для тех, чьи дети идут первый раз в первый класс. Стоит ли торопиться отдавать детей в школу, если им еще не исполнилось 7 лет? Какие опасности ждут сверхподготовленного к школе ребенка? Чего родителям следует избегать в общении с начинающим учеником, а на что обратить особое внимание? На эти и другие вопросы отвечает директор Школы будущего Калининградской области Алексей Голубицкий.

Не наигравшись, ребёнок не будет учиться

– Когда в 2013 году создавался ФГОС для дошкольного образования, академик Александр Асмолов и другие разработчики этого стандарта выступали под лозунгом: «Школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок – к школе». Но часто на практике все реализуется ровно наоборот, и старшие группы детского сада, скорее всего, уже напоминают школу.

– Дошкольное детство – это важный этап в жизни ребёнка, когда ведущей деятельностью является игра, в том числе произвольная игра, которую дети придумывают сами. Не наигравшись, ребёнок не будет учиться.

Я бы поддержал уважаемого ученого в том, что школа должна готовиться к ребенку, но добавил бы, что и ребенок, и его родители тоже должны готовиться к школе. В понятие «подготовка к школе» я вкладываю не навыки письма, чтения и счета, не знание таблицы умножения уже в первом классе (это даже вредно, я поясню потом, почему), речь идет скорее об эмоциональной и психологической подготовке.

Предвкушение праздника, а не тревога

Дети должны ждать начало учебного года так же, как они ждут Новый год – с подарками, сюрпризами, неожиданным чудом. Чтобы это произошло, родителям надо правильно настроить своих детей. Прежде всего, рассказать им о своём школьном детстве, вспомнить те ощущения, которые они испытывали, впервые придя в школу, как будто вы отправляетесь в невероятное путешествие в совершенно другой, незнакомый для него мир.

То есть следует прежде всего самим взрослым настраиваться на праздник, потому что дети связаны с нами незримой нитью, соответственно, они очень тонко чувствуют наше настроение, даже если мы его скрываем. Старайтесь зарядить ребенка позитивом и надеждой, от этого зависит во многом и успешность ребенка. Потому что там, где ребенку плохо, он не будет ничему учиться. Будет учиться, но с большим трудом.

– Что родители еще могут сделать для своих детей-первоклассников, чтобы первый день учебного года стал для них праздником?

– Можно купить ребенку портфель, пенал, все принадлежности, выбрав все это без участия ребенка. А можно превратить эти покупки в подарок, выбирая их вместе. Сейчас столько красиво оформленных тетрадей, дневников, ранцев, канцтоваров, что просто глаза разбегаются.

Если окружить ребенка красивыми вещами, которые он сам выбрал, то ему будет гораздо приятнее заниматься и гораздо легче встраиваться в школьную жизнь.

– Когда следует начать приучать ребенка к школьному режиму?

– Надо уже во второй половине августа приучать ребенка к школьному режиму, укладывая его спать пораньше, чтобы утром соответственно раньше разбудить. Летние каникулы длинные, в этот период дети расслабляются, до поздней ночи сидят за компьютерными играми и спят до полудня. И конечно, переключиться с этого режима мгновенно не получится.

И я бы посоветовал узнать время начала уроков, изучил бы маршрут до школы, тем более если она находится не очень близко от дома, просчитал, сколько времени занимает дорога, особенно утром, когда есть пробки. Очень важно учесть все эти нюансы 1 сентября, чтобы не опоздать к началу торжественной линейки.

Знакомство со школой: дни открытых дверей

– В одном из своих интервью вы советовали родителям зайти в школу, посмотреть, как там все устроено, где что находится. А ведь школы сейчас очень закрытые объекты, туда просто так не зайдешь.

– И дети, и родители, в первый раз провожающие детей в школу, как правило, испытывают страх перед неизвестностью и перед чем-то новым. Например, когда мы в детстве заходили в темную комнату, нам казалось, что кто-то прячется в шкафу или под кроватью, и это вызывало тревогу. Что-то похожее мы испытываем перед первым походом в школу.

Поэтому наша главная задача – сделать неизвестное известным. Да, ровно настолько, насколько позволяет ситуация. Если нельзя зайти в школу, то хотя бы посмотреть, как выглядит это здание. И это уже снимает большую долю тревоги, то есть ребенок уже представляет, как она выглядит, но и под благовидным предлогом ведь можно и заявление какое-то подать или с учителем поговорить.

– А может быть, директорам школ, завучам имеет смысл организовывать дни открытых дверей для первоклассников так же, как для абитуриентов в вузах?

– Я думаю, что в каждой школе, в каждом регионе свои правила. Например, у нас на территорию школы зайти возможно.

Но мы организуем дни открытых дверей накануне нового учебного года для всех новичков, не только для первоклассников. потому что в любом возрасте переход в новую школу связан с волнением. Проводят такие экскурсии или я, или мои заместители. Мы называем это «Тайные комнаты школы будущего». Мы заходим в гончарную мастерскую, лабораторию робототехники, мы видим технопарк, где ребята работают на интересных станках. Посещаем лабораторию биологии, экологии, наши инженерные классы, там ребята делают модели кораблей и самолетов. И мне очень приятно наблюдать, как загораются глаза у наших будущих учеников, воспринимающих школу как невероятное волшебное место, куда хочется прийти.

Приучение к самостоятельности: не вместо, а вместе

– Как приучить детей к самостоятельности, которая им потребуется в школе, где не будет нянечек и воспитателей?

– Я бы начал с того, чтобы приучать ребенка к школьной жизни с ее определенными правилами, которые он обязан выполнять. Например. приходить в школу вовремя, без опозданий, самостоятельно складывать портфель.

Такие навыки должны быть доведены до автоматизма, а для этого их надо тренировать. Я знаю немало взрослых людей, которые начинают собирать чемодан за три часа до вылета, вместо того, чтобы сделать это заранее. К школе тоже нужно готовиться заранее, складывая вечером свой рюкзак, но точно не откладывать это на утро, когда время предельно ограничено, и есть все шансы опоздать на урок. Это тоже важная часть подготовки в школе.

Но не надейтесь, что если вы один раз помогли ребёнку собрать рюкзак, то в следующий раз он сделает это сам. Это постепенный процесс, когда сначала мы вместо ребёнка, потом мы вместе с ребёнком, потом мы стоим рядом и просто со стороны наблюдаем, как он делает это сам и подстраховываем. Это относится ко всем действиям, которые касаются. самостоятельности. Если ребенок говорит «я сам», то, конечно, нужно дать ему возможность ошибиться. В конце концов, небо не упадет на землю, если ребенок не возьмет в этот день физкультурную форму. Если он один раз забыл, то в следующий раз будет помнить.

Здесь напрашиваются ассоциации с тем периодом, когда вы учили ребенка делать первые шаги: не переставлять за ребёнка его ноги, а находиться рядом, в готовности его поддержать, чтобы не упал.

Может ли ребенок, который учится ходить, упасть? Да, может.

Поэтому мы учимся сначала ходить на мягком ковре, чтобы не было больно падать, а когда он будет чувствовать себя более уверенно, мы будем учить его ходить по асфальту.

Чем опасна сверхподготовка?

– Многие родители нанимают репетиторов для подготовки детей к первому классу, школы устраивают тестирование и чуть ли не экзамены на стадии приема в первый класс. Чем опасны такие тенденции?

– Учить навыкам письма и чтения в детском саду не возбраняется, если это происходит в игровом формате. Но если дошкольник уже освоил программу первого класса (а это легко достигается, если ребенок нормально развивается), то в этом кроется риск переподготовки. Опасность заключается в том, что на уроках учитель рассказывает ему фактически то же самое, что он уже выучил, и ребёнку слушать это не очень интересно. Он начинает отвлекаться сам и отвлекает других. Естественно, он расслабляется. То есть ему не нужно ни напрягаться, ни стараться, чтобы осваивать эти знания и навыки. И в какой-то момент другие ученики в классе догоняют его, сверхподготовленного, а он становится отстающим и попадает в ситуацию неуспешности, потому что он не привык прикладывать усилия для получения новых знаний и навыков. И это очень опасная ситуация, особенно в первые годы обучения, поэтому я бы не рекомендовал сверхподготавливать детей.

Не торопитесь в школу!

– В каком возрасте лучше отдавать детей в первый класс и по каким критериям выбирать школу?

– Если есть возможность отдать не в шесть с половиной лет, а на год позже, я бы использовал второй вариант. Потому что программа даже в первом классе очень сложная, она перегружена материалом, который детям сложно воспринимать. И чем позже ребенок пойдет в школу, тем больше будет его психологическая готовность к школе.

Также неправильно выбирать не ту школу, которая ближе к дому и нравится ребенку, а ту, у которой выше рейтинг по результатам ЕГЭ.

До ЕГЭ ещё нужно дожить, и столько изменится за это время. Можно в начальной школе учиться в школе рядом с домом, а когда у ребенка более или менее определятся интересы и способности, в пятом или в седьмом классе перевести в школу с высокими образовательными результатами.

Но и тут стоит разобраться, нужны ли они вашему ребёнку? Может, ему нужен другой образовательный маршрут, он творческая, яркая личность, он увлечён рисованием или музыкой, и ему не обязательно углубленно изучать математику и физику.

Лично мне не близка стратегия школы, нацеленной на высокие результаты и достижения. За красивой витриной здесь кроются большие проблемы, когда талант и потенциал ребенка становятся не целью, а лишь средством для достижения каких-то формальных рейтингов и чьих-то взрослых амбиций.

То есть в педагогике и в общении с детьми очень важно правильное целеполагание и умение видеть перспективу на ближайшее будущее ребенка, задавая себе вопрос: для чего ему нужно именно такое образование?

Обучение как баланс приятного с полезным

– Являетесь ли вы сторонником edutaiment – учения с увлечением?

– Образовательный маршрут ребенка должен быть максимально посильным, но в то же время я не призываю превращать учебу в легкую, веселую игру. Нет, должно быть по-разному. И ребёнку в школе постепенно надо приучать себя к выполнению рутинных операций, преодолевать своё нежелание чем-то заниматься. Эти навыки очень пригодятся ему во взрослой жизни.

В университете точно будет много таких сложных курсов, которые потребуют определенных усилий. Я бы сравнил это с обедом и десертом.

Если ты нацелен только на десерт, то очень быстро наступит привыкание, и пирожные перестанут радовать. Поэтому надо привыкать потреблять разную еду, чтобы соблюсти баланс между приятным и полезным.

Есть, наверное, счастливчики, которые делают только то, что им по-настоящему нравится и ни разу, ни минуты в своем рабочем дне не посвящают каким-то однообразным и, может быть, не очень приятным операциям. Такие работы – большая редкость.

Поэтому надо уметь учиться и работать по-разному – и весело, с огоньком, с мотивацией, и преодолевая трудности.

И, конечно, надо избегать сравнения детей с другими сверстниками, более успешными в учебе. Дети переживают это очень тяжело. Некоторые учителя себе такое позволяют: дескать, твоя сестра хорошо училась, а ты отстаешь? Это категорически антипедагогично, это неправильно, мы это обсуждаем с педагогами и с родителями.

Успех должен быть в жизни ребенка, он важен для самооценки. Он может быть очень разным, и у каждого свой, и не обязательно связанный с учебой или победой в олимпиадах, а с достижениями в спорте и в творчестве, в умении коммуницировать со сверстниками.

Деньги за отметки: «за» и «против»

– Сейчас во многих семьях распространена практика материального поощрения детей за хорошие отметки. Как вы к этому относитесь?

– Это дает какой-то эффект, безусловно, но в этом есть и свои риски. Почему я не рекомендую так делать? Во-первых, потому что вы приучаете ребенка к внешней мотивации, не к внутренней. То есть он учится не потому, что ему нравится, не потому что это важно и пригодится в жизни, а потому, что его поощряют. И если вдруг перестанут поощрять, то уйдет внешняя мотивация, и ребенок бросит учиться.

И во-вторых, он эту мотивацию будет искать всегда. То есть он будет ждать от начальника внешней мотивации, не потому, что это любимая работа, которую ему нравится выполнять, а потому, что он может получить премию. В-третьих, он чаще будет попадаться на все мошеннические схемы легкого заработка и легкого обогащения.

Главные вопросы

– Что важно спросить родителям, когда ребенок приходит из школы?

– Обычно родители интересуются отметками детей, видимо, транслируя опыт своего детства. Если ребенок получил хорошую отметку, он хороший сын или дочка. А если плохую, значит нехороший. То есть родительская любовь напрямую зависит от оценок.

Я бы спросил: у тебя было время сегодня поиграть со своим другом? Чему новому ты научился? Что у тебя не получалось раньше, а на этот раз получилось? В этом случае не формальные показатели, а ребёнок, его мир, его душевная организация, его интересы попадают в фокус внимания родителей. И тогда эмоциональный контакт сохраняется в таких семьях и в подростковом возрасте.

Конечно же, родителям стоит выстраивать конструктивные отношения со школой. Знаменитые слова кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно» должны быть лейтмотивом взаимоотношений между школой и семьей.

Надо относиться к школьному периоду не как к подготовке к взрослой жизни, а как к важному самоценному этапу. Об этом писал Василий Александрович Сухомлинский.

Первая влюбленность, первая победа в спорте, в олимпиаде по физике, первый выход на сцену в школьном театре. Когда еще вы испытывали эмоции такой силы, как в школьные годы?

Поэтому очень важно, чтобы школьные годы человек прожил по-настоящему, чтобы было что вспомнить. В этом смысле школьное детство имеет невероятное значение для общего счастья человека. Поэтому и относиться к этому нужно соответствующим образом.

В завершение – рекомендации родителям первоклассников от Алексея Голубицкого:
  1. Создать праздничное настроение перед 1 сентября. Первый день учебы – повод для радости, а не для тревоги.
  2. Познакомиться со школой, проложить маршрут до места учебы, установить правильный режим дня.
  3. Выбор школьных принадлежностей как предвкушение праздника.
  4. Постепенно приучать к самостоятельности, давая право на ошибку.
  5. Не торопиться отдавать ребенка в первый класс и не делать ставку на топовые школы.
  6. Не сравнивать учебные результаты ребенка с другими детьми. Помните: отметки не главное!
  7. Выстраивать конструктивные отношения со школой: сотрудничество эффективнее противостояния.

Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.


Youtube

Читайте также в рубрике «Навигатор для родителей и учителей»

Новости





























































Поделиться

Youtube