В своём выступлении актёр театра и кино, педагог Егор Вадов рассказывает о том, как театр помогает разобраться в сложных межличностных отношениях, с которыми ребёнок сталкивается в школе и за её пределами. А также о том, какие качества развиваются у детей в процессе театральной деятельности.
Как театр помогает решать жизненные конфликты?
Что такое театр и как устроен этот механизм? Когда мы приходим в зрительный зал, открывается занавес и на сцене начинается действие. Зрители – взрослые и дети – погружаются в несуществующий мир, но по каким-то причинам глубоко сопереживают происходящему на сцене. Вместе с героями они проживают их проблемы, конфликты, сложные ситуации, которые, может быть, никогда не произойдут в их жизни. Но благодаря происходящему на сцене и тому, чему мы сопереживали, можно ориентироваться в тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся в повседневном общении с другими людьми. Приведу вам пример из своей практики в общеобразовательной школе, в которой у меня была театральная мастерская.
Там мы с ребятами перед каждым занятием обсуждали реальные конфликты, происходящие с ними в жизни, которыми они не всегда могли поделиться со взрослыми. Не потому, что это какие-то запретные темы, а потому, что, скорее всего, дети боялись не найти отклика, не получить обратной связи.
На каждом занятии ребята рассказывали свои истории. И вот одна из этих историй, на мой взгляд, очень показательная. Одна из девочек рассказала, что её младшая сестра порезала её дневник со стихами, которые она туда записывала несколько лет. Для неё это была серьезная травма, которую ей, по большому счёту, не с кем было обсудить.
Предположим, что могли бы сделать родители, если бы она рассказала им об этом случае? Возможно, они наказали бы младшую сестру, но вернуть стихи всё равно бы не удалось. Результаты творчества утеряны навсегда. И сама она понимает, что обижаться на маленького ребёнка за то, что он натворил, бессмысленно. Но и простить её она не может. И мы решили с этой ситуацией поработать на сцене. Сюжет строился таким образом, что её младшая сестра (точнее, девочка, которая её играла) сидела на сцене, вырезая из бумаги какие-то аппликации.
А старшая сестра выбегала на сцену и судорожно повторяла одну и ту же строчку из своего стихотворения, которую она только что сочинила и торопилась поскорее записать, чтобы не забыть. Она вбежала в комнату, где сидела сестра и начала искать свой дневник, но его нигде не было. Тогда она спросила малышку, не видела ли она её заветную тетрадку. А младшая сестра, продолжая вырезать картинки из бумаги, ответила, что не видела дневник. И тут главная героиня подошла к сестре, вырвала у неё из рук листок бумаги и начала на нём записывать свои стихи. И тут она увидела, что это кусочек её дневника.
Она отошла в сторону, посмотрела на стол, на пол и поняла, что вся комната усеяна её изрезанным дневником. Она начала возмущаться поступком сестры, та стала оправдывается, и между ними вспыхнула ссора.
Неожиданно младшая сестра сказала, что она помнит все стихи из дневника наизусть, и между девочками произошло примирение.
То есть мы взяли жизненную ситуацию, которая не была разрешена в реальности, и попробовали развернуть её на сцене в новую историю со счастливым финалом. Это один из способов, как на самом деле мы можем использовать театральную деятельность и в школе, и вообще в работе с подростками.
И по большому счёту таких примеров довольно много, потому что история, которую я рассказал, – одна из многих, отражающих сложные психологические моменты в душе ребёнка.
Выплеснуть негатив на сцене, чтобы решить конфликт в жизни
Когда я вёл театральную мастерскую в общеобразовательной школе, размещавшейся в нескольких корпусах, ко мне приходило много детей. И для своей магистерской работы я проводил опрос среди всех обучающихся в театральных кружках. Оказалось, что при определённых подходах к театральной деятельности у детей вырабатывается способность смотреть на ситуацию со стороны. Причём не просто со стороны условного зрителя, но и своего партнёра по ситуации. Это помогает разрешать бытовые и школьные конфликты, находить компромиссы и договариваться.
То же самое можно сказать о конфликтах между учителями, между учителями и родителями, учителями и школьниками. То есть театр – это универсальный инструмент для работы с конфликтами для любого участника образовательного процесса.
Отличный пример того, как театр помогает разрешать конфликты, описал в своей книге режиссер Юрий Альшиц, который работает с проблемами ансамблевого взаимодействия.
Его пригласили работать в коллектив с актёрами, с которыми он не был знаком, и с одним из них очень быстро возник конфликт, который развивался довольно долго, и к самому выпуску спектакля стало понятно, что это мешает продуктивному творческому процессу. В этот конфликт уже втянулись другие актёры – это повлияло на общую атмосферу, и разобраться в том, кто прав, кто виноват, становилось всё труднее. И тогда Юрий Альшиц предложил актёрам упражнение: они просто ходили по аудитории и давали друг другу пощёчины. Это позволило участникам спектакля выплеснуть негативную энергию и исчерпать конфликтную ситуацию, а взаимные обиды и ссоры завершились улыбками и смехом.
Какие качества воспитывает театр?
Директор одной московской школы рассказал мне о том, что он хотел бы, чтобы все дети в его школе занимались театром, причём чуть ли не в обязательном порядке. Я считаю, что это отличная идея. Часто от своих коллег, от педагогов по актерскому мастерству и от родителей я слышу, что дети, начиная заниматься театральной деятельностью, очень быстро меняются в лучшую сторону. И на самом деле у этого есть вполне логическое объяснение.
Те процессы, которые происходят с ребёнком в театре, напрямую влияют на развитие высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, речь, восприятие. Вся деятельность заточена на то, чтобы пользоваться этими инструментами, хотя в обычной жизни мы ими либо не пользуемся, либо применяем в недостаточной степени за ненадобностью, поэтому они находятся в дремлющем состоянии.
Внимание актёра сконцентрировано не только на том, что он сам делает на сцене, но и на том, чем занимаются его партнёры и что происходит в зрительном зале.
Участие подростков в театральных постановках учит их координировать речь и движение, эмоции и мысль, думать об одном, говорить о другом. Театр помогает подростку скоординировать себя с самим собой и с окружающим миром. И педагогам, и родителям следует понимать, что театр – это не только костюмы и декорации, но и сложная душевная работа, которую взрослому надо проделать вместе с ребёнком, идя с ним рука об руку по этому пути.
Где получить образование для работы в школьном театре?
У педагогов и родителей, желающих заниматься театральной деятельностью вместе с детьми, сегодня есть много возможностей получить образование в этой сфере.
Есть, например, институт непрерывного образования в ГИТИСе, где довольно много курсов повышения квалификации по театральным направлениям, в том числе по сценической речи.
Часто нам хочется, чтобы ребёнок говорил громко, и для этого мы вручаем ему микрофон, в то время как могли бы заниматься постановкой его голоса и осмысленной устной речью.
Также в Щукинском училище есть целая программа по поддержке педагогов, которые хотят заниматься театром в школе, – обязательно нужно обратить на это внимание.
И, конечно, нельзя не упомянуть о магистратуре в Московском городском педагогическом университете «Педагог школьного театра».
Помните: театр – это не просто место, куда мы приходим весело или грустно провести время. Это уникальный культурный инструмент человеческого развития.
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.















