Ученые Балтийского федерального университета им. И. Канта изучили как ложные представления об устройстве мозга влияют на процесс образования, и, оказалось, что нейромифы мешают педагогам обучать детей.
Учителя гораздо чаще, чем специалисты из других областей, например, биологи или «технари», принимают на веру распространенные в обществе ложные утверждения об устройстве мозга. Таковы результаты исследования, которое провели в БФУ им. И. Канта.
Тема нейромифов широко распространена в самых разных странах и является болезненным вопросом у педагогической общественности, отметила директор Высшей школы образования и психологии, старший научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ им. И. Канта Марина Храмова.
Эксперт перечислила самые популярные нейромифы, в которые верят подавляющее большинство учителей:
- дети бывают визуалы, аудиалы и кинестетики, поэтому лучше усваивают информацию, которую получают в доминантном для них стиле обучения;
- процесс обучения ребенка зависит от того, какое полушарие у него больше развито;
- упражнения, которые развивают крупную и мелкую моторику, могут улучшить навыки чтения и письма;
- дети становятся менее внимательными после употребления большого количества сладкой еды и напитков;
- прослушивание классической музыки повышает когнитивные способности.
Что с этими представлениями не так, и как правильно формулировать информацию для педагогов?
Человек учится лучше, если получает информацию в предпочтительном виде
Этот нейромиф опровергнут. Корректно говорить о том, что ученику комфортнее смотреть или слушать, но на качество, эффективность обучения этот факт не влияет.
У людей с сильной логикой левое полушарие развито лучше
У полушарий действительно есть функциональные различия, однако они тесно взаимосвязаны. Например, если говорить о языке, то, левое полушарие отвечает за многие, но не все аспекты вербального процесса. А вот за скорость говорения отвечает как раз правое.
Дети, которые пьют и едят много сладкого, становятся невнимательными
Этот нейромиф появился из исследования, где такое гиперактивное поведение наблюдалось у мышей. Было сделано предположение, что такой же эффект может быть характерен и для человека. Но опыты на детях, конечно, не проводили, а слово «предположение» потерялось. Так появилось утверждение, что у детей после сладкого наблюдается гиперактивность. Но оно не соответствует действительности [Wolraich ML, Wilson DB, White JW. The Effect of Sugar on Behavior or Cognition in Children: A Meta-analysis. JAMA. 1995;274(20):1617–1621. doi:10.1001/jama.1995.03530200053037].
Классика повышает когнитивные способности
Классическую музыку слушать, конечно, полезно, она успокаивает, повышает работоспособность. Однако мета-анализ исследований, сделанный еще в 1999 году К. Чабрисом [Chabris C. F. (1999). Prelude or requiem for the 'Mozart effect'?. Nature, 400(6747), 826–828. https://doi.org/10.1038/23608]/], показал, что только от прослушивания классических произведений умнее, увы, никто не становится.
Современные дети – визуалы и воспринимают информацию только через картинки
Этот популярный среди педагогов миф появился из-за некорректного упрощения. Изначально речь шла об исследованиях частей мозга, обрабатывающих разный тип информации (визуальную, слуховую, кинестетическую). Но доказательства влияния информации определенного типа на успешность ее усвоения или скорость обучения отсутствуют обучения [Torrijos-Muelas, M., González-Víllora, S., & Bodoque-Osma, A.R. (2021). The Persistence of Neuromyths in the Educational Settings: A Systematic Review. Frontiers in psychology, 11, 591923. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.591923]. Речь идет лишь о личных предпочтениях ребенка.
Энтузиазм учителей по отношению к технологиям, основанным на нейронаучных мифах, может и не представлять прямой опасности для учеников, считает Марина Храмова. Внедрение нейротехнологий – это попытка сделать процесс обучения лучше, помочь особенным, одаренным и нормотипичным детям усваивать материал качественнее, быстрее, интереснее. Однако использование заведомо ложных концепций может привести к напрасной трате учебного времени, а также к потере уверенности в собственных силах, особенно у начинающих учителей.
Основная проблема с возникновением нейромифов состоит в том, что сегодня существует слишком много источников информации, не всегда достоверных.
Ведутся споры о том, как эффективнее доносить нейромифы до потенциальных слушателей так, чтобы они запомнили и усвоили их корректно, и не применяли в своей педагогической практике [Lithander MPG, Geraci L, Karaca M, Rydberg J (2021) Correcting neuromyths: A comparison of different types of refutations. J Appl Res Mem Cogn 10(4):577–588. https://doi.org/10.1037/h0101862]
А делать серьезный фактчекинг готовы далеко не все. Ученый БФУ настоятельно рекомендует педагогам тщательно проверять «горячие» и «сенсационные» новости из мира нейронауки. И обязательно сверяться с серьезной исследовательской литературой по интересующей теме, прежде чем пытаться применить эти знания на практике.