Семейное образование // Новость

Эксперты МГПУ представили портрет родителя, выбирающего семейное образование


Эксперты МГПУ представили портрет родителя, выбирающего семейное образование
Фото: rrc.obr55.ru

Специалисты Московского городского педагогического университета при участии более 1200 респондентов из разных регионов России провели масштабное исследование феномена семейного образования.

Одной из ключевых задач было составить портрет родителя, который предпочитает эту форму обучения. Как отметила руководитель исследования, директор НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Светлана Вачкова: «Нам важно понять мотивации таких родителей, чтобы определить тенденции, которые уже влияют и могут повлиять на школьное образование».

По данным Министерства просвещения, за 2021–22 учебный год число детей на семейном образовании выросло на 30%.

Такой рост произошел во многом из-за пандемии. Вход школьников и педагогов в процесс дистанта во время карантина оказался непростым. Об отрицательном отношении к «удаленке», по данным исследования МГПУ, заявили 79% опрошенных, то есть подавляющее большинство респондентов. Родителям пришлось разбираться в форматах обучения, отличающихся от привычного и казавшегося непреложным «в школьном здании от звонка до звонка».

Согласно результатам, типичный сторонник семейного образования – это житель мегаполиса, чаще с высшим образованием, материально обеспеченный и активный. Такие родители недовольны качеством школьного обучения, особенно в плане организации процесса, взаимодействия школы и семьи. Они ищут для ребенка индивидуальный подход, гибкость в расписании, возможность углубленно заниматься творчеством, спортом, олимпиадами. Чаще всего в семейный формат переводят детей младшего школьного возраста, чтобы плавно адаптировать к новой системе обучения.

Но в исследовании есть и более важная фиксация, которую отметила эксперт по семейному образованию руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук Елена Петряева: «Обнаружена корреляция между отношением к дистанционному обучению и выбором семейного образования. Те, кто положительно относится к дистанционному образованию, и выбирают семейное образование».

По словам Светланы Вачковой, в числе причин выбора семейного образования – нерациональное использование времени на уроках, переполненность классов, буллинг, неготовность школы учитывать особенности детей, большие объемы домашних заданий.

Кроме того, родителей привлекает преемственность со специализированными детсадами, работающими по методикам Монтессори, Реджио и др. Выпускники таких дошкольных учреждений редко переходят в обычную школу.

Важно понимать разницу между семейным и домашним обучением. Семейное подразумевает перевод по инициативе родителей, полную ответственность за образование ложится на семью. Домашнее назначается по медпоказаниям, ребенок остается в школе, к нему приходят учителя.

Вместе с тем, есть и сложности семейного образования. Родители отмечают нехватку живого общения, необходимость контролировать процесс обучения.

Также их беспокоит отсутствие поддержки государства и понимания со стороны общества. К проблемам относят высокую стоимость по сравнению со школой, сложность оценки прогресса ребенка, непонимание соответствия программы школьной. Родитель вынужден совмещать роли мамы/папы и учителя, что влияет на отношения. В начале 2000-х главным был вопрос компетентности родителей в школьной программе или поиска репетиторов. Сейчас акцент на выборе онлайн-платформы, разборе ее условий и методик.

По мнению Светланы Вачковой, результаты помогут системе образования наладить диалог с семьями и найти баланс школьного и семейного обучения, учитывая интересы всех сторон.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube