Качество образования // Статья

Штурман персонального образования

Часть 2. Точки Тью на глобусе
  • 15 января 2024

Штурман персонального образования
Фото: triptonkosti.ru

В августе 2018 года в «Новой школе» (Москва) состоялась встреча с выпускницами и амбассадорами известной берлинской школы ESBZ Иви Куссмаул и Паулиной Унфрид. Образовательные результаты, продемонстрированные ими, не могли не впечатлить. Находясь в чужой стране (РФ), свободно общаясь с профессиональной и старшей по возрасту аудиторией (педагоги, 25+), девушки с любовью и благодарностью рассказывали о своей школе. Среди ключевых фигур ESBZ обе выделили своего тьютора как самого важного из повлиявших на их образование человека.

Экстремальный образовательный опыт немецкой школы российскому читателю показал Фредерик Лалу, описав в своей книге «Открывая организации будущего» ESBZ самыми «бирюзовыми» цветами. Научную фиксацию её модели можно найти в книге «Новая старшая школа за рубежом: варианты решения» А. Каспржака, Р. Байбурина и Н. Логутовой.

Каждую пятницу после обеда вся школа – ученики, учителя, тьюторы – собирается на час в большом зале. Они начинают с совместного исполнения песни. На сцене есть открытый микрофон и простое правило: «Мы здесь для того, чтобы хвалить, а потом благодарить друг друга».

В течение следующих 50 минут учащиеся и преподаватели, которые желают это сделать, встают, выходят на сцену, берут микрофон и хвалят или благодарят другого ученика или преподавателя за то, что они сделали или сказали в течение недели. Это важная преамбула к самим тьюторским практикам ESBZ: установка на общую эмпатию и временная системность.

Тьюторское сопровождение в ESBZ начинается в 7-м и продолжается до 13-го класса включительно (средняя и старшая школа). Взаимодействие с тьютором является обязательным условием для учеников. Тьюторы работают по разновозрастным потокам. Каждый из них сопровождает в среднем по 26 человек. Не реже, чем один раз в две недели тьютор проводит индивидуальные консультации, на которых помогает в планировании учебной деятельности ребенка, в подготовке учебного отчета и коррекции индивидуального расписания.

В целом, индивидуальное консультирование (проведение тьюториалов) и методология задавания проблемных вопросов – основа тьюторской работы во всем мире. В вышеописанной школе этим занимается специальный человек, освобожденный от других педагогических функций (преподавание, воспитание и т.д.) тьютор.

Похожим образом происходит тьюторское сопровождение в необычной голландской школе Agora. Правда, человек с тьюторскими функциями там называется «тренер». Его функционал распространяется не более чем на 17 учащихся от 12 до 18 лет.

В Agor’е дети разных возрастных категорий, объединенные в одну группу, придумывают себе занятие на день или несколько дней, в зависимости от того, насколько глубоко им хочется изучать понравившуюся тему.

По истечении 10 минут тренер дает возможность каждому ребенку представить всему классу свой план на сегодня, чтобы показать, что он будет заниматься исследованием в том или ином интересном для него направлении. Тренер в этой среде лишь помогает наводящими вопросами, а учащиеся сами ищут ответы.

Интересным здесь является синтез индивидуальной и групповой работы с тьюторантами. Поскольку в этой школе дети сами выбирают, что им интересно изучать, публичная защита своего выбора – логичный организационный инструмент.

Описанный выше опыт освобожденного тьюторства пока скорее исключение из общего правила. Индивидуальное консультирование по вопросам образования в западных школах в большинстве осуществляется другими педагогами: преподавателями учебных предметов, психологами, кураторами учебных групп (менеджерами класса). Так, например, в школьном образовании Нью-Йорка широко известна программа «Национальная модель Американской ассоциации школьных консультантов ASCA» (The American School Counselor Association), которая обеспечивает обучение учителей инструментами школьного консультирования. В сравнительно молодой старшей школе по математике, естественным наукам и инженерии в городском колледже Нью-Йорка (HSMSE) преподаватель-консультант (consultant) проводит встречи и беседы со школьниками исключительно по их запросу и на интересующие их темы. Таким образом, тьюторские консультации для учащихся – необязательная опция.

Тьюторские практики существуют и в финских школах, однако стоит отметить, что в разных школах эти практики могут отличаться, несмотря на единый государственный подход к образовательной модели школ страны.

Тьютор в финской школе – это человек, который индивидуально проводит занятия с учеником и подбирает индивидуальную программу, но в его обязанности также входит помощь ученикам в развитии навыков самостоятельного обучения и саморегуляции, а также разработка учебных программ, адаптация их под нужды каждого ученика.

При этом по закону каждый учащийся имеет право на получение индивидуальной поддержки, поэтому в Финляндии существует так называемая "three-level support system" (трехуровневая система поддержки), в которую входят: общая поддержка – усиленная поддержка - специальная поддержка. Но все действия в этой системе сводятся к построению идивидуального учебного плана и решению академических проблем. А вот человек с «тьюторскими» функциями («методист») появляется именно на последнем этапе.

Еще тьюторами в Финляндии называют студентов, которые помогают иммигрантам с обустройством в школе/кампусе/переездом и др. бытовыми вопросами. Также с 2017 года государство запустило программу – Tutor Teacher Activity, направленную на развитие и поддержку педагогики и содействие цифровизации преподавания, развитию экспертных знаний и совместному обучению в рабочих сообществах, обновлению культуры труда в школах и внедрению основ учебных программ. Преподаватели-тьюторы поддерживают и обучают своих коллег. Согласно опросу Финского национального агентства образования, работа преподавателей-тьюторов сосредоточена на обучении, основанном на цифровой компетентности. Их обязанности могут также касаться совместного обучения и мотивации.

В школах Востока тьюторские практики представлены скуднее, чем в западных образовательных организациях.

Отчасти это объясняется достаточно консервативной (Китай, Япония, Корея) или высококонкурентной школьной средой (Сингапур, Шанхай). Однако они существуют.

Сингапурская школа Tanglin Trust Senior School удовлетворяет индивидуальные потребности в обучении, которые в значительной степени могут быть решены в рамках основного класса и без существенной дополнительной поддержки взрослых. В большинстве случаев для этого есть классные руководители и ассистенты преподавателя и обучающейся группы (TLA). Когда ребенок сталкивается с трудностями, требующими дополнительной поддержки, так называемые группы поддержки обучения или усиленного обеспечения будут тесно сотрудничать с классными руководителями, TLA и, при необходимости, школьным психологом-воспитателем, консультантами или внештатными специалистами-практиками, чтобы обеспечить совместный подход к обеспечению нужного уровня и характера поддержки для этого человека.

В рамках программы поддержки обучения и расширенного обеспечения учителя и старшие классные руководители могут давать советы классным руководителям и родителям или проводить целенаправленные и увлекательные мероприятия для ребенка, фокусируясь на выявленных потребностях. Это может включать поддержку в классе или небольшой группе. Небольшому числу детей может потребоваться индивидуальная поддержка со стороны преподавателя по поддержке обучения и старших TLA. Тьюторы Tanglin Trust Senior School координируют учебный процесс и профориентацию, сопровождают школьника при формировании индивидуальной образовательной программы, помогают с выбором карьерной перспективы, в том числе с выбором университета и траектории поступления в него. На тьюторские консультации здесь можно рассчитывать с 7-го класса и до выпуска.

В Южной Корее на текущий момент нет школ, в которых активно практикуется система тьюторства, менторства или наставничества. Это связано с тем, что корейское образование в основном базируется на самообучении и конкуренции среди студентов, а не на индивидуальном подходе и поддержке.

Однако есть некоторые частные международные школы (университеты), которые внедряют элементы наставничества, такие как: помощь в выборе предметов, поддержка в обучении и консультирование по карьерному развитию.

Korea International School находится в Сеуле и предлагает индивидуальное обучение и поддержку для иностранных студентов. Также существует KIS student support program, в которой так называемые "learning support teachers" помогают студентам в составлении плана обучения и взаимодействуют вместе с родителями и преподавателями для достижения целей этого плана. В начальной и средней школе основное внимание уделяется разработке учащимися стратегий управления процессом обучения. В старшей школе идет акцентирование на отстаивании своего мнения и планирования будущего.

Как и в примере с американской школой, для корейского школьника консультации learning support teachers необязательны, однако каждый из них может при желании получить от него помощь в составлении плана поддержки обучения, во взаимодействии с родителями и преподавателями, а также в разработке стратегий управления процессом обучения.

Япония также не имеет широко распространенной системы наставничества и тьюторства в школах. Существуют отдельные учебные заведения, которые применяют эту практику для поддержки своих студентов. В основном это также частные организации.

Kyoto University. International Undergraduate program это программа бакалавриата на базе университета. Здесь существует отдельная служба поддержки студента и выделяются две основные позиции – ментор и тьютор. У каждой категории есть свои задачи и функции.

Тьюторами в университете Киото выступают студенты старших курсов, которые помогают с предметными вопросами.

А вот в задачи ментора входит: проведение регулярных (не реже одного раза в месяц) встреч, с возможностью рассказать о своих успехах в учебе, проблемах и вопросах; консультационные сессии, которые проводятся перед началом нового семестра, где студенты могут проконсультироваться с менторами о своем расписании на предстоящий семестр и учебном плане на семестр.

Итак, на примере нескольких мировых школ можно сделать следующие промежуточные выводы:
  • базовым компонентом зарубежных тьюторских практик являются индивидуальные консультации по индивидуальной же образовательной программе;
  • тьюторская поддержка как институциональная практика начинает работать в младшей подростковой школе (в среднем – с 7-го класса);
  • тьютор как отдельный (освобожденный от других педагогических задач) специалист – довольно редкое явление;
  • в общем ключе зарубежных школ справедливее говорить о тьюторских функциях, нежели чем о тьюторе как профессии;
  • нет единства и в наименовании профессиональной роли: учитель, ментор, наставник, консультант по образованию, (старший) классный руководитель – педагоги с тьюторскими компетенциями;
  • тьюторские практики реализуются в ценностной парадигме и традициях конкретно взятой школы; специфических исключительно для тьюторской службы инструментов и методик найти не удалось;
  • в среднем тьютор в зарубежных школах может сопровождать до 17 учащихся;
  • в зарубежных школах тьюторское сопровождение преимущественно необязательная опция; обязательность появляется в инновационных образовательных моделях.

Денис Подкопаев,
руководитель тьюторской службы ОАНО «Сколка»

Юлия Нижевенко,
менеджер учебного офиса ОАНО «Сколка»


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube