Несмотря на заимствованное название, появление тьютора в российской школе – закономерный национальный процесс, сродни описанному Н. Лесковым в «Левше». Подобно английской «нимфозории», тьютора (как явление) мастерски «подковали» для отечественных образовательных дорог, и прежде всего для той, что идет через среднюю школу.
Тьюторство – особая институциональная практика наставничества, появившаяся в Оксфорде и Кембридже в средние века и окончательно оформившаяся в эпоху Ренессанса. Образовательные функции тьютора в европейских университетах последовательно эволюционировали: от посредничества между свободным студентом и свободным профессором до определения планов учебной работы и подготовки к университетским экзаменам. С Нового времени тьюторская образовательная система занимает центральное место в старейших университетах Великобритании. Её традиционная структура была трехчастной:
- «тьюторство как коллегиальные чтения, в том числе в ситуации полного отсутствия профессорских публичных лекций;
- кураторство, или руководство самостоятельными занятиями студентов;
- моральное наставничество (воспитание), предполагающее жизнь учащегося в университете» (Тьютор в образовательном пространстве, с. 13).
В российском университетском образовании, построенном по прусской модели, тьюторства не существовало. Однако всегда были люди, в той или иной степени выполняющие функции, которые сегодня называются тьюторскими: домашние учителя, репетиторы, гувернеры, воспитатели, наставники. Последнее слово – буквальный перевод англицизма ‘тьютор’, поэтому в самом широком смысле тьюторство – это наставничество.
В узком же, школьном, смысле тьюторство в России появляется на рубеже 80–90-х годов ХХ века. Его появление связано с именами П.Г. Щедровицкого и Т.М. Ковалевой, а родиной является город Томск, где в 2007 году открылась Межрегиональная тьюторская ассоциация.
В настоящее время «тьютор» – отдельная образовательная профессия, с постоянно растущим на нее спросом. Причем этот спрос особенно заметен в частном секторе образования, под котором мы понимаем как частные школы, так и «частных учителей»: репетиторов, педагогов семейного обучения. В редкой негосударственной школе среди штатных сотрудников нет позиции «тьютор», на рынке репетиторства востребованность услуги «тьюторское сопровождение» достаточно высока. По данным платформы Profi.ru, 586 специалистов готовы её предоставить в среднем за 4000 рублей/60 минут. Для сравнения: репетиторы по литературе и истории, например, представлены большим числом (7450 и 6628 человек соответственно), однако меньшей средней стоимостью образовательной услуги (1500 рублей/час).
При этом, несмотря на закрепленное в Профессиональном стандарте (С. 41-48) специалиста в области воспитания описание роли тьютора и его трудовых функций, единого понимания его функциональных обязанностей в массовой школе нет.
Зачастую тьютором называют классного руководителя; педагога, помогающего детям с ОВЗ; старшеклассника, шефствующего над более младшими или новыми учащимися, и тому подобных помощников в образовании.
Подчеркнем, тьютор как уникальный специалист по персонализированному образованию сегодня представлен преимущественно в частной российской школе.
Во-первых, потому, что она острее реагирует на динамично растущие родительские запросы: на качественную обратную связь со стороны школы об образовании ребенка, на формирование в школьнике реальных личностных и метапредметных образовательных результатов.
Во-вторых, она может предложить тьюторам достойное финансовое вознаграждение за их работу. В результате, поскольку в образовании все сильнее делается акцент на индивидуализацию и персонализацию, тьюторское сопровождение становится естественным предметом конкуренции между частными школами. Следовательно, роль тьютора не только глубже осмысляется, но и «досоздается», приобретает исключительные для той или иной образовательной организации черты, что закономерно отражается: на институциональных тьюторских практиках, моделях тьюторских служб и моделях индивидуального сопровождения и даже на названии специалиста, выполняющего тьюторские функции.
Кстати, о названии.
Любопытно, что позиции тьютора как таковой в средней английской (и шире: европейской) школе нет. Это слово осталось в высшем образовании. Отдельные тьюторские функции в средней западной школе выполняют консультанты, психологи, тренеры личностного развития, кураторы учебных групп.
Поэтому можно аккуратно предположить, что тьюторство в российской школе, несмотря на лексическое заимствование, – оригинальный продукт отечественной педагогической мысли, а сам процесс появления тьютора в современной российской школе – естественный этап развития образования, реакция на консерватизм образовательной системы, стремление выйти в открытую образовательную среду, установка на персонализированное сопровождение.
Это осторожное предположение возникло по следам рассмотрения отдельных тьюторских кейсов в мировом и российском школьном образовании.
Целью нашего исследования стал обзор современных тьюторских практик, поиск закономерности в их представлении и реализации. Среди задач, которые мы постарались решить для ее достижения: описание модели тьюторской службы, сопоставление корпоративных наименований тьюторской должности, выявление оригинальных подходов в сопровождении школьников по индивидуальному образовательному маршруту. Поскольку объектами нашего исследования стали реальные тьюторские концепции и инструменты, мы столкнулись с проблемой недостаточного описания их в научной литературе (несмотря на то что теоретическим вопросам тьюторства посвящено немалое количество академических страниц), поэтому нашими основными методологическими шагами стали интервьюирование на условиях анонимности тьюторов частных школ, контент-анализ открытых цифровых источников (сайтов школ, родительских форумов, страниц тьюторов в социальных сетях), работа с научно-популярной литературой.
Обобщенное описание практик основано на исследовании тьюторских практик 17 российских и 7 мировых школ.
Мир: ESBZ (Германия), Agora (Нидерланды), Tanglin Trust Senior School (Сингапур), HSMSE (США), Korea International School (Южная Корея), школьный опыт Финляндии и Японии.
Россия: «Хорошкола», «Летово», «Новая школа», «Золотое сечение», «Макарун», Международная гимназия Сколково, Павловская гимназия, «А-статус», Гимназия им. Е. Примакова, Лицей НИУ ВШЭ, «Новый взгляд», «Снегири» (Московский регион); «Сверхновая» (Санкт-Петербург); «Эврика-Развитие» (Томск); «Школа Будущего» (Калининград); «Фоксфорд», Step by Step (онлайн-проекты).
Продолжение следует.
Денис Подкопаев,
руководитель тьюторской службы ОАНО «Сколка»
Юлия Нижевенко,
менеджер учебного офиса ОАНО «Сколка»